Орнитологи обнаружили, что самки колибри «маскируются» под самцов, чтобы избежать притеснений

Эксперимент показал, что самки с ярким оперением реже подвергаются атакам со стороны самцов

27 августа 2021

Около 20% взрослых самок колибри-якобин (Florisuga mellivora) имеют такое же оперение, что и самцы этого вида. К такому выводу пришли ученые из США.

Самец колибри-якобин (Florisuga mellivora)
VWPics RF via Legion Media

Колибри-якобин обитают в Южной и Центральной Америке. Взрослые самцы этого вида имеют яркое-синее оперение на груди и голове, тогда как перья самок обычно имеют однородный зеленоватый окрас. При этом в юном возрасте все колибри-якобин имеют яркое оперение самцов, хотя птенцы большинства других видов птиц обычно окрашены неброско, как самки, чтобы не привлекать хищников. По мере взросления самцы колибри сохраняют яркое оперение, а большинство самок теряют синие перья.

Проведенное в Панаме исследование показало, что примерно пятая часть самок колибри-якобин сохраняет ярко-синие перья, и внешне эти птицы напоминают самцов. Наблюдения за птицами показали, что сохранение самками яркого оперения не связано с половым отбором: самцы не отдавали предпочтение более ярким самкам в период спаривания.

Слева направо: взрослая самка колибри-якобин с типичным оперением, взрослый самец, птенец
Artwork by Jillian Ditner, Cornell Lab of Ornithology

Разгадать эту загадку помогло дальнейшее наблюдение за птицами, которых снабдили миниатюрными радиометками. Также ученые разместили в районе обитания птиц почти 30 кормушек с нектаром, оснащенных приемниками сигнала этих радиометок. Оказалось, что самцы чаще прогоняют из кормушек самок с обычным окрасом и гораздо реже атакуют ярко окрашенных самок. Орнитологи установили, что самки с «мужским» оперением избегали агрессии со стороны самцов и проводили у кормушек на 35% больше времени по сравнению с другими самками. Поскольку колибри имеют быстрый обмен веществ и почти постоянно нуждаются в пище, яркий окрас явно дал одним самкам преимущество перед другими.

По словам исследователей, похожие на самцов самки встречаются не только среди колибри-якобин. Ученые полагают, что подобная мимикрия существует примерно у четверти из более чем 350 известных видов колибри.

Использованы материалы: Current Biology, EurekaAlert!