Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

О чтении для юных по программе и о внеклассных сюжетах вспоминает педагог

14 мая 2024Обсудить
Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

«В сельской библиотеке». Ирина Шевандронова, 1953

Источник:

vk.com

СССР считался самой читающей страной в мире. С самого утра в киосках Союзпечати выстраивалась очередь за свежей прессой. Дефицитные книги доставали немыслимыми способами. Нашумевшие остросоциальные новинки или запрещенные к изданию книги, например «Мастер и Маргарита», тайком перепечатывали на пишущих машинках. И читали в метро, в автобусах, на остановках, в библиотеках. Надежда Проняева, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа, рассказывает о том, с помощью каких книг подросткам послевоенного периода XX века прививали любовь к чтению.

Педагогика

Педагог высшей квалификационной категории

Где и как подростков побуждали читать

Советский школьник приобщался к чтению дома, в семье или на школьных уроках литературы под влиянием личности и требований педагога. Школьные уроки могли как пробудить «духовный голод» молодежи, так и навеять скуку или нежелание читать «скучную и надоевшую обязаловку». Под «обязаловкой» нужно понимать обязательный программный список литературы — школьный канон, который Министерство просвещения СССР рекомендовало к изучению в учебном году и для чтения на каникулах.

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века
Источник:

Кадр из фильма «Доживём до понедельника», 1968

Формирование обязательного списка литературы не было ноу-хау советских чиновников от образования. Еще в середине XIX века русский просветитель и педагог Константин Ушинский, работая инспектором в Смольном институте благородных девиц, совершил титанический труд — отобрал из массива классической литературы опусы Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Жуковского, Тютчева и создал хрестоматию для чтения под названием «Детский мир». Этот хит просвещения того времени стал прообразом составления учебников и хрестоматий по гуманитарным дисциплинам с XIX века до наших дней.

Классика на века: школьная программа в 8-м и 9-м классе

Что же читали советские подростки послевоенного времени, когда в обществе были пережиты сложные периоды?

Основу рекомендаций для чтения составляли произведения русских классиков. В 8 классе дети должны были знать лирические стихотворения А. С. Пушкина и такие пушкинские опусы, как «Цыганы», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

Экранизации классических произведений дополняли школьные уроки литературы

Источник:

Кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин», 1958

Из Гоголя изучались «Ревизор» и «Мертвые души». Подростки должны были знать поэтические произведения Лермонтова. На примере «Слова о полку Игореве» изучалось древнерусское наследие. Это классический арсенал, который изучают и современные школьники.

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

Владимир Маяковский был, пожалуй, главным советским поэтом школьной програмы

Источник:

Legion Media

Девятиклассникам в школьный канон добавили зарубежные классические произведения, такие как шекспировский «Гамлет» и «Фауст» Гете. Из отечественной классической литературы были рекомендованы произведения, в которых отражено непосредственное стремление к слому царского режима, например, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. Советская литература в школьной программе была представлена массивом из произведений Маяковского и Горького.

В конце 50-х годов, когда смягчилось идеологическое давление на формирование школьного канона, в стране заговорили об обновлении принципов организации лите­ратурного обучения школьников и о демократизации литературного программного арсенала. К сожалению, ожидаемая обновленная программа не принесла перемен, а учителя так и остались с прежними возможностями в деле воспитания литературного кругозора подростков. В те годы школьный канон остался практически неизменным с точки зрения содержательной части. Произведения так и отбирались с точки зрения соответствия идеологическим принципам. О демократизации списка для чтения речи пока не шло.

За пределами программы: чтение в свободное время

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

Иллюстрация к книге «Как закалялась сталь», Алексей Пахомов, 1947

Источник:

nlr.ru

В свободное время молодежь и подростки послевоенного времени уносились в мир литературных героев, зачитываясь не только произведениями писателей-классиков. Например, ставшее на многие годы хрестоматийным произведение Николая Островского «Как закалялась сталь» будоражило умы юных строителей коммунизма. Роман вышел в свет в 1947 году, а имя Павла Корчагина, или Павки, стало нарицательным для советской молодежи. В книге рассказывалось о бурном времени Гражданской войны, произведение было остро идеологическим, но в нем романтично отражались серьезные человеческие качества: стойкость, преданность Родине и отстаивание своих идеалов.

Молодежь, рожденная в годы Великой Отечественной войны или сразу после Победы, не понаслышке знала о страшном времени. Кто-то навсегда запомнил свои детские впечатления, а кто-то потерял на войне близких, поэтому произведения о борьбе советского народа многие десятилетия были актуальны среди писателей и читателей. В 1962 году вышел роман Юрия Слепухина «Перекресток». Его действие разворачивалось в конце 30-х годов, раскрывая момент взросления юных героев, которые несколькими годами позже, буквально со школьной скамьи, уходили на фронт.

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

Обложка первой книги о Кроше Анатолия Рыбакова — «Приключения Кроша», 1960

Источник:

vk.com

Подростки 60-х годов зачитывались увлекательными произведениями Анатолия Рыбакова «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша». Последняя книга была настолько интересна и популярна, что выдержала проверку временем, а по мотивам этой повести в 1978 году сняли четырехсерийный фильм. Крош — это прозвище московского школьника Сережи Крашенинникова, который проводил летние каникулы самостоятельно, а его родители уехали в отпуск. Крош знакомится с искусствоведом, который собирает загадочные японские статуэтки — нэцкэ. Это увлечение вовлекает коллекционеров в серьезные и таинственные обстоятельства.

Были популярны книги, повествующие о пути становления характера и жизни рабочей молодежи. В 1967 году вышла повесть Николая Дубова «Жесткая проба». Ее герои — Алеша Горбачев и Виктор Гущин — трудятся на большом заводе. Парни совершают серьезные нравственные и трудовые ошибки, но преодолевают их и приходят к пониманию трудовой чести.

Советская молодежь увлекалась произведениями зарубежных писателей — подростков завораживали удивительные приключения героев Жюля Верна и Александра Дюма. Ребята открывали новые знания и «вдыхали» аромат неизведанных стран, их пленяли тонкости творческого почерка авторов.

В 1967 году советская молодежь пережила фантасмагорическое знакомство с удивительным персонажем — Фантомасом. Многие узнали о его приключениях из кинематографа, а кому-то удалось прочитать литературный первоисточник — серию книг о Фантомасе, созданную содружеством двух авторов, Марселем Алленом и Пьером Сувестром.

Онегин, Крош и Фантомас: что читали и чем вдохновлялись подростки в послевоенные годы XX века

Фантомас стал в СССР настолько популярным персонажем, что увлечение его зловещими приключениями среди детей отразилось в сборнике рассказов Виктора Драгунского (1969) и в фильме «Анискин и Фантомас» (1973)

Источник:

Кадр из фильма «Фантомас разбушевался», 1965

Такой насыщенный мир литературы был открыт для молодежи послевоенного времени. Когда не были забыты переломные годы революционного времени, когда болью Великой Отечественной войны были пронизаны многие произведения, но в то же время молодые сердца окрылялись светлыми и увлекательными мирами, открывающимися через литературные строки.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения