Обнаружен динозавр, который охотился в темноте

Ученые давно задавались вопросом, были ли среди динозавров-тероподов виды, способные охотиться по ночам. Даже у их потомков, современных птиц, такая способность встречается достаточно редко

13 мая 2021

Международная группа ученых использовала компьютерную томографию и другие современные методы для сбора информации о размере глаз и внутреннего уха почти 100 видов живых птиц и вымерших динозавров. Чтобы оценить слух динозавров, команда измеряла длину лагены (лат. lagena). Этот орган обрабатывает поступающую звуковую информацию (у млекопитающих за это отвечает ушная улитка). У сипухи, полагающейся во время охоты на слух, лагена пропорционально длиннее, чем у других видов птиц.

Обнаружен динозавр, который охотился в темноте
Viktor Radermaker

Чтобы оценить зрение, ученые исследовали склеротикальное кольцо (лат. Anulus ossicularis sclerae) — кольцевую костную конструкцию, окружающую зрачок. Чем она больше, тем больше света проникает в зрачок, обеспечивая лучше способность различать предметы в ночное время. Измеряя диаметр склеротикального кольца, ученые могли определить, сколько света может уловить глаз.

Исследователи обнаружили, что большинство хищных динозавров были приспособлены к охоте в дневное время. Однако небольшие птицеподобные тероподы из рода шувуйя (лат. Shuvuuia), входящего в семейство небольших оперенных альваресзаврид (лат. Alvarezsauridae), обладали необычайно острым слухом и ночным зрением. Лагены этого вида по размеру почти такие же, как у современных сипух. Это позволяет предположить, что шувуйи могли охотиться в темноте.