Найдены новые виды генетически уникальных птиц. Посмотрите, как они прекрасны

Они живут на островах и поют звонче сородичей

27 октября 2022
Shutterstock/Fotodom.ru

Орнитологи из Дублинского университета (Ирландия) и Университета Халу Олео (Индонезия) провели молекулярный и биоморфологический анализ птиц-нектарниц и открыли несколько новых видов, которые до сих пор умудрялись оставаться неизвестными. Исследование опубликовано в Zoological Journal of the Linnean Society.

При этом обитают они не глубоко в тропических лесах, а на окраинах городов, как отмечают авторы. Одна из птиц названа по имени архипелага Вакатоби, где живет рядом с людьми.

Нектарниц — маленьких и красивых птичек из семейства Nectariniidae (Нектарницевые) — еще называют Солнечными птицами. Они являются дальними родственниками воробьев, а внешне напоминают американских колибри, только живут в тропическом поясе от Африки до Австралии.

Shutterstock/Fotodom.ru

Самцы обычно отличаются яркими и радужными перышками, которые переливаются на солнце. Их красотой восхищались с древности не только натуралисты, но и художники: птиц даже изображали в храмах на Яве VIII–IX вв. н.э. — поиск нектара олицетворял стремление к просветлению.

Найдены новые виды генетически уникальных птиц. Посмотрите, как они прекрасны

Еще в XIX веке в регионе, где широко распространились нектарницы, была определена так называемая Линия Уоллеса (по имени британского натуралиста). Она означает границу между морями, которую не могли пересечь многие животные. По ней проходит разделение азиатской и австралийской фауны: по разные стороны от Линии виды имеют значительные различия.

Однако оливковые (Cinnyris) и черные (Leptocoma) нектарницы до сих пор считались исключением. Их можно было найти на всем пути от Китая до Австралии.

Новое исследование с помощью улучшенных методов отбора проб и анализов показало истинное генетическое разнообразие. Популяция Cinnyris оказалась тоже разделена по Линии Уоллеса.

Солнечная птица Вакатоби
Shutterstock/Fotodom.ru

Один из вновь открытых видов обитает по одну ее сторону на архипелаге глубоководных островов Вакатоби — возле о. Сулавеси в Индонезии. И был назван Cinnyris infrenatus, «в миру» — просто солнечная птица Вакатоби.

Кроме генетической уникальности, у нее более темное оперение, голос более высокий и звонкий, а крылья короче, чем у оливковых сородичей. Предположительно, поэтому она и осталась в изоляции, пока другие Cinnyris смогли колонизировать территории за морями.

Черная нектарница
Shutterstock/Fotodom.ru

Также считавшиеся одной популяцией черные нектарницы Leptocoma aspasia, живущие на Сулавеси и в Новой Гвинее, оказалась отдельными видами. Орнитологам еще предстоит изучить их подробнее.

Новые открытия демонстрируют, что в этом важном для эволюционной биологии регионе, который тщательно изучают уже третий век — до сих пор остаются виды, которые ждут своего открытия. По словам авторов, это напоминание о том, что биоразнообразие повсюду.