На основании многолетних археологических находок на Жоховской стоянке, расположенной на одном из островов архипелага Де Лонга в Восточно-Сибирском море, исследователи из Института истории материальной культуры РАН и Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) определили, что еще в начале голоцена, примерно 9000 лет назад, жители арктической Восточной Сибири уже обладали высокоразвитой транспортной культурой, оказавшей огромное влияние на развитие всего региона.
Результаты исследования, грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журналах и «Stratum plus. Археология и культурная антропология».
Материалы Жоховской стоянки
Стоянка на острове Жохова в архипелаге Новосибирских островов — один из наиболее северных археологических памятников мира и древнейший из известных в высокоширотной Арктике. Возраст стоянки — около 9000 лет. «Благодаря многолетнемерзлым условиям ее археологический контекст отличается редкой полнотой и качеством», — отмечают авторы исследования. В условиях вечной мерзлоты здесь хорошо сохранились многочисленные предметы из недолговечных материалов — охотничье снаряжение, домашняя утварь, плетеные и берестяные изделия, детали нарт, а также костные остатки собак.
В результате многолетних исследований доктор исторических наук археолог В. В. Питулько с коллегами установили, что материалы Жоховской стоянки имеют возраст около 9000 лет назад и представляют собой древнейший след расселения человека в высокоширотной Арктике в раннем голоцене (в начале современной геологической эпохи). На основании изучения находок — фрагментов древних нарт и костных остатков собак — исследователи смогли выдвинуть предположение, что в уже 9000 лет назад в Восточно-Сибирской Арктике существовало развитое ездовое собаководство.
Прогрессивная технология: нарты и селекция ездовых собак
Как замечают археологи, материалы Жоховской стоянки — крупнейшая коллекция свидетельств транспортной технологии подобного возраста, которыми располагает наука.
Авторы тщательно проанализировали морфологические и морфометрические характеристики найденных фрагментов (коллекция насчитывает 113 деревянных артефактов — полозьев, копыльев, стоек, частей настила). Это позволило им восстановить размеры, конструктивные особенности и типы древних саней, а также описать последовательность действий при их изготовлении и уточнить, какие инструменты использовали для той или иной операции древние мастера.
В изучаемое время территория острова Жохова не была со всех сторон окружена водой, а представляла собой окраинную часть прибрежной материковой равнины. Древесину для нарт в основном поставляло море — люди собирали на берегу плавник и обрабатывали его. По мнению авторов исследования, чаще всего детали нарт изготавливали из лиственницы и березы.
Ученые описали два основных типа ездовых конструкций: легкие ручные нарты, которые могли тянуть человек или собака, и более крупные грузовые нарты, предназначенные для перевозки тяжелых грузов с помощью собачьих упряжек.
Ранее ученые установли, что на Жоховской стоянке уже около 9000 лет назад имелась «вполне сформировавшаяся как вид домашняя собака», которую использовали в хозяйстве древние жители этой территории. «Присутствие таких животных около 9000 лет назад предполагает достаточно долгую историю селекционной деятельности, начавшейся уже после получения основной формы собаки», — отмечают авторы исследования.
Двигатель прогресса
При этом, по словам археологов, развитие ездового собаководства означало необходимость массово заготавливать корм для собак. Это стимулировало совершенствование технологий рыболовства и хранения запасов, что в свою очередь оказалось одним из факторов перехода к осёдлости, а также и привело к внедрению альтернативной тягловой силы, более простой в содержании, — северного оленя.
Как подчеркивают авторы исследования, ездовое собаководство обеспечивало логистическую связанность территорий и способствовала формированию крупных социокультурных систем. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные на Жоховской стоянке фрагменты обсидиана из долины реки Анадыри, расположенной на расстоянии 1500 км.
Таким образом, подытоживают ученые, феномен транспортного собаководства — одной из важнейший инноваций каменного века — оказал огромное влияние на социокультурное развитие региона. А его полный масштаб науке еще предстоит оценить.

