Можно плавать: как доказали наличие жидкой воды на Плутоне?

Астрофизики думают, что океаны «экс-планеты» все-таки не промерзли до самого дна

24 мая 2024Обсудить
Можно плавать: как доказали наличие жидкой воды на Плутоне?

Artsiom Petrushenka via Legion Media

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе вместе с коллегами из Лунного и планетарного института в Хьюстоне показали, как может выглядеть подповерхностный океан на Плутоне, о котором спорят многие ученые. Математическая модель на основе последних снимков Плутона предполагает, что океан спрятан под ледяной оболочкой толще, чем земная кора, и плотность его воды больше, чем у земной морской. Исследование было опубликовано в журнале Icarus.

Температура на самой большой карликовой планете Солнечной системы составляет -220 °C, а поверхность Плутона покрыта ледяной коркой. На протяжении десятилетий ученые считали, что это маленькое небесное тело растеряло все свое тепло вскоре после того, как сформировалось. По всем расчетам, Плутон должен был промерзнуть до самого ядра. Поэтому ни о каком океане речи не шло.

Почему на Плутоне все-таки есть вода?

Однако позднее стало появляться все больше свидетельств того, что на Плутоне все-таки есть жидкая вода. И она, вероятно, скрыта под толстой оболочкой из замерзших газов — азота, метана и водяного льда. К таким выводам приходили в том числе видные ученые, включая профессора наук о Земле и планетах Уильяма Б. Маккиннона.

Среди доказательств, например, тот факт, что у Плутона нет выпуклости на экваторе, которая образуется у полностью твердых небесных тел. Также на поверхности планеты обнаружили трещины, которые растягивались с течением времени — это признак замерзания жидкой воды под азотным льдом, так как вода — одно из немногих веществ, которые расширяются при замерзании. Другие наблюдения привели астрономов к выводу, что на Плутоне есть криовулканы, которые выбрасывают водяной пар и лед в окружающий космос. И эта вода должна откуда-то поступать.

Под толщей льда

В новом исследовании авторы использовали снимки, сделанные космическим аппаратом New Horizons, который ближе всего подходил к Плутону в 2015 году. На них в том числе запечатлена Равнина Спутника — ледяная низменность в форме сердца на поверхности карликовой планеты, которая предположительно осталась после удара метеорита. Лед Равнины покрыт трещинами и выпуклостями — их и попытались объяснить ученые с помощью математического моделирования.

По их расчетам, для образования такого ландшафта жидкий океан в этой области должен находиться под ледяной оболочкой толщиной от 40 до 80 километров. Этот защитный слой, вероятно, и не дает внутренним водам замерзнуть. А также плотность (или соленость) воды в океане Плутона должна быть на 8% больше, чем у земной морской воды. Это примерно, как в Большом Соленом озере в штате Юта, говорят авторы. При таком уровне люди могли бы спокойно плавать в плутоническом море.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://artsci.wustl.edu/faculty-staff/alex-nguyen">Алекс Нгуен</a></p>

«Такая плотность объясняет обилие трещин, наблюдаемых на поверхности. Если бы океан был менее плотным, ледяной панцирь разрушился бы, образовав гораздо больше трещин».

«Если бы океан был намного плотнее, было бы меньше трещин. Мы оценили своего рода „зону Златовласки“, где плотность и толщина оболочки в самый раз», — объяснил Алекс Нгуен.

По словам Нгуена, хотя споры о подповерхностном океане на Плутоне все еще не утихают в научном мире, «уже общепризнанно, что он есть». Чтобы подтвердить или опровергнуть эти доказательства существования жидкой воды на краю нашей системы, необходимы новые исследования карликовой планеты. В ближайшем будущем отправка миссий, подобных New Horizons, на анонсируется, поэтому многие его тайны останутся для изучения будущим поколениям.

Почему некоторые астрофизики уверены, что в Солнечной системе все-таки девять планет, Vokrugsveta.ru рассказывал здесь.