Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку

Он был бродячим проповедником и нес африканцам благую весть христианства. Куда бы он ни шел, его опережали слухи о появлении доброго и милосердного человека

2 мая 2023

Проповедуя всю свою жизнь, он преодолел пятьдесят тысяч километров по Африке, преимущественно пешком. Он шагал по местам, где до него не ступала нога белого человека, а если туда и доносились какие-то вести о европейцах, то как о захватчиках и работорговцах. Но он пришел с миром и всегда старался помочь и пытался защитить местных жителей от злых людей. И за это африканцы полюбили его. Вот так — без войны и насилия — он сумел проникнуть в самые потаенные уголки Черного континента. Имя ему — Давид Ливингстон.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Фредерик Хэвилл. Портрет Давида Ливингстона
Источник:
Wikimedia Commons

От фабрики до университета

Судьба уготовила ему незавидную участь — провести жизнь в изнурительном труде на фабричном производстве, ведь Давид Ливингстон появился на свет 19 марта 1813 года в шотландском городке Блантайр в казарме, иначе ее не назовешь, построенной для рабочих местной хлопчатобумажной фабрики. Уже в десятилетнем возрасте Давид и его брат Джон трудились по двенадцать часов в сутки, перевязывая разорванные хлопчатобумажные нити на прядильных машинах. А поскольку с социальными лифтами в позапрошлом веке было не в пример хуже, чем сейчас, то, казалось бы, никуда с этой фабрики Давиду уже не уйти.

Удача Давида заключалась в том, что отец его был человеком не совсем обычным. Нейл Ливингстон являлся убежденным христианином и принципиальным трезвенником. На жизнь он зарабатывал продажей чая и, странствуя от двери к двери, одновременно раздавал всем желающим христианские брошюрки. В свободное же от основной работы время Нейл преподавал в воскресной школе. Ливингстон-старший читал много трактатов по богословию, путешествиям и миссионерской деятельности — страстью к чтению он заразил своего второго сына.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Здание, в котором появился на свет Давид Ливингстон, стало музеем миссионера и первооткрывателя
Источник:
Dallas Carter / Alamy via Legion Media

Помимо религии, Давид заинтересовался и наукой — он любил рыскать по сельской местности в поисках интересных животных и растений. Наведывался мальчик и в известняковые карьеры — за геологическими образцами. Нейл опасался, что страсть к науке подорвет в сыне веру, и пытался запретить ему чтение любых книг, кроме теологических, но не преуспел.

Давид поставил себе цель — вырваться с фабрики и добиться в жизни чего-то большего. Он смог выполнить задуманное благодаря своему невероятному трудолюбию и любознательности. На первую же зарплату мальчик купил учебник латыни, который штудировал в свободное время. Через некоторое время он мог читать Вергилия и Горация в оригинале. Затем он стал посещать вечернюю школу. Его мать Агнес, жалея сына, частенько среди ночи отбирала у него книги, чтобы он поспал хотя бы пару часов. Воспитанию самодисциплины у Давида способствовала монотонная работа прядильщика на фабрике. Она приучила его к настойчивости и к естественному сочувствию ко всем труженикам. Давид любил напевать знаменитую песню Роберта Бернса «Честная бедность», в которой предсказывалось, что когда-нибудь «все люди станут братья».

Не без влияния отца Давид начал мечтать о том, чтобы стать миссионером и отправиться проповедовать учение Христа в какую-нибудь далекую страну — например, в Китай. Но для этого нужно было получить огромное количество знаний. Ливингстон откладывал деньги — и когда молодому человеку исполнилось 23 года, сбереженной суммы хватило на поступление в Университет Андерсона в Глазго, где он получил квалификацию врача, необходимую в странствиях. А в 1837-м Давид вступил в Лондонское миссионерское общество, где прошел подготовку проповедника. Но его мечте о путешествии в Китай не суждено было сбыться из-за развязанной Великобританией «опиумной войны».

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Роберт Моффат (1795-1883)
Источник:
Mary Evans Picture Library via Legion Media

Как-то молодой врач познакомился с миссионером Робертом Моффатом, своим будущим тестем. Моффат, только что вернувшийся из Южной Африки, рассказал Давиду о стране народа тсвана (бечуана). «К северу от моей миссии расположена обширная равнина. Часто ранним утром в свете восходящего солнца я наблюдал там дым тысяч деревень, поднимающийся к небу. В этих деревнях не было еще ни одного посланника веры Господней», — живописал Моффат.

У Давида моментально созрело решение — вот куда ему надо ехать! 17 ноября 1840 года он покинул Лондон на борту парусного брига, направлявшегося к мысу Доброй Надежды. Четыре месяца спустя Ливингстон шагнул на берег континента, где ему суждено было провести почти всю оставшуюся жизнь.

ПАМЯТЬ
След на карте

В честь Давида Ливингстона названы улицы в Дар-эс-Саламе (Танзания), Окленде, Гастингсе (Новая Зеландия), Эдинбурге, Аддивелле (Шотландия), Онтарио, Сент-Джонсе (Канада). В Малави находятся города Ливингстония и Блантайр (назван в честь родного города путешественника). Найти город Ливингстон также можно на карте США и Замбии. Кроме того, существуют водопад Ливингстона на реке Конго, названный так открывшим его Генри Стэнли, горы Ливингстона в Танзании и хребет Ливингстона в Канаде.

Имя миссионера носят ряд учебных заведений и больниц — в Ботсване, Гане, Кении, Малави, ЮАР, Замбии, Зимбабве, Шотландии, Канаде, США и Аргентине. Посвященные Ливингстону музеи действуют в Намибии, Танзании и Шотландии.

Среди львов и работорговцев

За годы пребывания в Африке Ливингстон истоптал всю южную часть континента — в посещенных селениях он лечил туземцев и проповедовал им. В самом начале своих странствий он подвергся нападению льва, искалечившего ему левую руку. Хищник терроризировал жителей местечка Маботса, и Давид взялся им помочь. Выстрелы миссионера лишь ранили льва, который повалил незадачливого охотника на землю… От гибели Ливингстона спасли сопровождавшие его туземцы.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Эпизод с нападением раненого льва увековечен в бронзе возле Центра Давида Ливингстона в Блантайре, Шотландия
Источник:
Sam Kovak / Alamy via Legion Media

Добравшись до миссии Моффата, находившейся у южной окраины пустыни Калахари, Давид столкнулся с необходимостью выбрать себе сторону. Местные племена отчаянно отбивались от буров — потомков нидерландских переселенцев. Вытесненные англичанами с самого юга Африки буры вторглись во владения народов коса и зулу к северу от рек Оранжевая и Вааль. Они убивали туземцев или угоняли их в рабство, так что Ливингстон однозначно встал на сторону африканцев и даже помогал им закупать европейское оружие. Одновременно Давид настойчиво стремился на север — в земли, где белые люди еще не бывали. В 1849 году миссионер в сопровождении местных проводников первым из европейцев пересек пустыню Калахари и встретился с местным народом бушменов.

Надо понимать, что к середине XIX века европейцы в основном освоили лишь прибрежные области Африки, тогда как внутренние регионы континента оставались почти сплошным белым пятном. Давид поставил себе задачу изучить все реки южной Африки, чтобы найти естественные проходы вглубь материка, принести туда свет христианской веры и наладить с туземцами честную торговлю. Ливингстон сумел подружиться с представителями племени макололо, которые помогли ему добраться до великой реки Замбези.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Мэри Ливингстон (1821-1862)
Источник:
GL Archive / Alamy via Legion Media

В первых путешествиях Давида сопровождала супруга Мэри, дочь Роберта Моффата. Она мужественно переносила все тяготы походной жизни. В 1852 году Ливингстону пришлось отправить ее и их сына Роберта в Великобританию — памятуя о враждебном отношении буров, он опасался за их жизни. Предчувствие беды его не подвело: буры напали на основанную Ливингстоном миссию Колобенг, разграбили и сожгли его дом, убили окрестных жителей. Не устрашившись, Давид вернулся к макололо и в ноябре 1853 года двинулся из южных районов сегодняшней Замбии к португальским владениям в Анголе.

«Ищущего реки», как его звали в этих краях, сопровождали двадцать семь верных африканцев. Экспедиция двигалась на лодках вверх по Замбези и по суше на лошадях и ослах, страдая от агрессивных крокодилов, бегемотов и насекомых. Ливингстон читал туземцам проповеди и стал средь них настолько популярен, что по его просьбе представители враждующих племен освобождали пленных. Экспедицию бесплатно обеспечивали провизией.

Преодолев огромное расстояние по неизведанным областям и открыв водораздел между бассейнами рек Конго и Замбези, обессиленный Ливингстон в последний майский день 1854 года прибыл в португальский город Луанду на берегу Атлантики. Подлечив подхваченную им в пути малярию, Давид двинулся в обратном направлении. Вновь добравшись до Замбези, Ливингстон 17 ноября 1855 года открыл грандиозный водопад шириной до 1800  метров и высотой до 120  метров, который он назвал именем британской королевы Виктории. Еще несколько месяцев изнурительного пути — и в мае 1856-го Ливингстон достиг устья Замбези.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Нападение бегемота на лодку экспедиции Ливингстона. Иллюстрация из книги миссионера, изданной в 1857 году
Источник:
Historic Illustrations / Alamy via Legion Media

Добравшись до цивилизованных мест, Ливингстон отправился к семье в Великобританию. Слава о его беспримерном путешествии летела впереди него — на родину Ливингстон вернулся национальным героем. Он удостоился встречи с королевой и рассказал ей о том, каким видит будущее Африки: искоренение работорговли и внедрение современных цивилизационных стандартов. Ливингстон ездил по стране с лекциями, а его книга «Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке», написанная на основе путевых дневников, стала бестселлером, обеспечив его небогатой родне финансовую стабильность. Не пожелав почивать на лаврах, в марте 1858 года Ливингстон с семьей вновь отправился в Африку.

ИСТОКИ
В поисках начала великой реки

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Джон Спик (1827-1864)
Источник:
Sunny Celeste / Alamy via Legion Media

Отыскать истоки Нила человечество пыталось на протяжении почти двух тысяч лет. После того, как античные географы написали о таинственных «Лунных горах», с которых стекает великая река, появились желающие достичь этих гор. В частности, до нас дошли вести об отрядах солдат, которые направлял на поиски истоков Нила сначала египетский царь Птолемей II Филадельф, а несколькими столетиями позже — римский император Нерон.

Уже на исходе Средневековья к верховьям Нила проникли католические миссионеры. Один из них, Педро Паиш, в 1613-м (по другим данным — 21 апреля 1618 года) открыл начало реки, известной нам как Голубой Нил. В ноябре 1770 года туда добрался шотландец Джеймс Брюс.

Начало же более крупного истока реки — Белого Нила, оставалось сокрытым еще многие годы. Его безуспешно искал Ливингстон, а в 1857 году на поиски выдвинулась экспедиция, возглавляемая британскими офицерами Ричардом Френсисом Бёртоном и Джоном Хеннингом Спиком. Именно Спик (Бёртон отстал от экспедиции из-за болезни) в июле 1858 года открыл гигантское озеро Виктория, из которого, как он полагал, и берет свое начало Нил. Летом 1862 года Спик подтвердил свою теорию, отыскав место, где Белый Нил вытекает из Виктории. Затем он обнаружил и впадающую в озеро реку Кагеру, которую большинство современных исследователей считает истоком Белого Нила. Добравшись до Египта, Спик отправил в Лондон краткую телеграмму: «Вопрос Нила решен».

Впрочем, многие тогда усомнились в правоте Спика, который трагически погиб в 1864 году. Но другие путешественники, среди которых был Генри Мортон Стэнли, подтвердили его заявления.

Последняя остановка

За последующие пятнадцать лет Давид Ливингстон совершил два новых значимых путешествия. В 1858–1864 гг. он вновь исследовал бассейн Замбези, достиг огромного высокогорного озера Ньяса, искал истоки Нила. Это путешествие оказалось еще более тяжелым, чем предыдущее — 27 апреля 1862 года Мэри Ливингстон, родившая своему супругу троих сыновей и троих дочерей, умерла от малярии. Британское правительство, осуществлявшее финансирование экспедиции, потеряло к ней интерес, перестало выделять деньги — и Давиду пришлось возвращаться в Европу.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Генри Мортон Стэнли (1841-1904)
Источник:
CPA Media Pte Ltd / Alamy via Legion Media

В январе 1866 года Ливингстон вновь отправился на поиски истоков Нила. На этот раз он связался с недобросовестными помощниками — в пути они стали покидать его, украли съестные припасы и лекарства. Находясь в джунглях, он тяжело заболел и был спасен от смерти арабскими работорговцами. Они препроводили путешественника к ближайшему поселению и заперли в вольере, куда ему бросали пищу, как дикому зверю. Страдая одновременно от холеры, пневмонии и язв на ногах, Ливингстон выжил практически чудом. Ко всему прочему, он стал свидетелем устроенной арабами резни — они напали на африканское племя и уничтожили свыше четырехсот человек…

Вожделенных истоков Нила Давид так и не обнаружил — эту географическую загадку суждено было решить другим путешественникам. Тем не менее он подробно описал озера Танганьика и Мверу, нанес на карту многие реки в верховьях Замбези. Поскольку в Европе в течение многих лет не было известий от Ливингстона, его стали считать умершим. Однако британский журналист Генри Мортон Стэнли, сотрудничавший с американской газетой New York Herald, был убежден, что знаменитого путешественника еще можно спасти.

Жесткий и амбициозный Стэнли — полная противоположность Ливингстону — освещал британскую колониальную войну в Абиссинии. Добившись от своего издателя средств на поиски Ливингстона, он отправился в путь. 10 ноября 1871 года Стэнли нашел Давида в селении Уджиджи на берегу озера Танганьика. Первые слова, с которыми Стэнли обратился к коллеге-путешественнику — «Доктор Ливингстон, я полагаю?» — вошли в историю.

Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку
Гравюра, изображающая встречу Стэнли и Ливингстона
Источник:
PRISMA ARCHIVO / Alamy via Legion Media

Невзирая на уговоры Стэнли, Ливингстон отказался покинуть Африку, он намеревался завершить свою миссию. Это решение стоило ему жизни: здоровье подорванное многими болезнями, не выдержало. 1 мая 1873 года он испустил дух близ селения Читамбо у открытого им озера Бангевеулу. Темнокожие слуги Ливингстона нашли его тело, стоявшим на коленях возле кровати.

Сердце Давида Ливингстона похоронили в Читамбо, а тело верные слуги, преодолев около 1500 километров за девять месяцев, доставили на побережье, а оттуда — в Лондон, где оно упокоилось в Вестминстерском аббатстве. На могиле установлена мраморная доска надпись на которой гласит:

«Перенесенный верными руками через сушу и море, покоится здесь Давид Ливингстон, миссионер, путешественник, филантроп»

В 1874 году были опубликованы «Последние дневники Давида Ливингстона». Заключительная запись в этом дневнике гласит: «Совсем устал… Остаюсь поправляться…»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения