Микромир глазами гребешка: как биолог из Гарварда изобрел новый вид микроскопа

Ученый соединил свои познания в астрономии с фактами о морских обитателях

22 апреля 2023
Микромир глазами гребешка: как биолог из Гарварда изобрел новый вид микроскопа
Patrik Forsberg / Alamy

Кто не пробовал заглянуть в телескоп с обратной стороны, чтобы проверить, не будет ли он работать как микроскоп? И только у ученых есть все возможности, чтобы проверить, как это будет выглядеть на самом деле. Результаты, как это обычно бывает, превосходят ожидания.

История этого исследования началась с того, что молекулярный биолог из Гарвардского университета Фабиан Фойгт читал книгу о зрении животных. В один прекрасный момент он наткнулся на подробности обустройства глаз морских гребешков. В отличие от большинства животных с сетчаткой, их глаза могут похвастаться сотнями крошечных точек с изогнутыми зеркалами с задней стороны. Когда свет проходит через линзу каждого глаза, его внутреннее зеркало отражает свет обратно на фоторецепторы, создавая изображение, которое затем позволяет морскому гребешку реагировать на окружающую среду.

Будучи вдобавок астрономом-любителем, Фойгт догадался, что аналогичная конструкция изогнутого зеркала используется в космическом телескопе Кеплера — чтобы увеличить далекий свет от экзопланет. И тогда ему пришла в голову мысль поместить всю эту конструкцию внутрь микроскопа.

Заручившись помощью коллег, Фойгт построил прототип микроскопа, и вот как он работал.

• Свет входил сверху;

• проходил через изогнутую пластину;

• пластина корректировала кривизну зеркала и отражалась от зеркала, попадая на образец и увеличивая его.

По словам Фойгта, изогнутое зеркало может увеличивать изображение так же, как линза.

Это открытие, считает ученый, может быть особенно полезным для исследователей, изучающих органы или даже целые организмы, например, мышей или эмбрионов.

Чтобы проверить свой прототип, исследователь направил лазер на прозрачные образцы, включая мышцы хвоста головастика, мозг мыши и эмбрион курицы. И эти изображения, как сообщил исследователь в журнале Nature Biotechnology, оказались такими же четкими, как те, что можно было получить с помощью обычных оптических микроскопов.

Ученые, которые успели ознакомиться с находкой Фойгта, говорят, что новый микроскоп может помочь в изучении молекул РНК внутри нейронов, которые могут выявить, какие гены транслирует каждая клетка. Подозреваем, это будет покруче, чем изображения плесени под микроскопом.