Как в Сибири накормили бактерии свеклой и что из этого вышло

Отходы пустили в дело

25 июня 2022
Как в Сибири накормили бактерии свеклой и что из этого вышло
Marek Uliasz / Alamy

Исследователи Красноярского научного центра СО РАН и Сибирского федерального университета нашли способ синтезировать биоразлагаемый пластик с разнообразными характеристиками. Для этого ученые использовали бактерии и свекольную патоку, которая остается после производства сахара.

В итоге ученые получили безопасные для природы естественные полимеры, которые способны быстро и нетоксично разлагаться. Однако производить их до сих пор было дорого и технически сложно. Чтобы такой материал со временем вытеснил с рынка обычный пластик, требуется поиск более доступных и возобновляемых ресурсов.

Команда российских специалистов смогла оптимизировать процесс с помощью патоки сахарной свеклы в качестве питательной среды для роста бактерий, которые синтезируют естественные полимеры гидроксиалкановых кислот (ПГА).

«Такие ПГА обладают биоразлагаемостью и высокой биосовместимостью, что выводит их в разряд перспективных материалов XXI века и позволяет рассматривать их в качестве конкурента известным биоразлагаемым пластикам: полилактидам и полигликолидам. Их можно использовать в различных областях от коммунального и сельского хозяйства до фармакологии и биомедицины».

Штамм микроорганизмов Cupriavidus necator пригодился благодаря своей неприхотливости — эти бактерии могут расти на доступных людям субстратах и создавать ПГА с разным химическим составом.

Авторам пришлось все же немного угодить бактериям и скорректировать химический состав субстрата из свеклы. Дело в том, что этот «штамм-сладкоежка» способен питаться только фруктозой и глюкозой, а патока — это в первую очередь дисахарид сахарозы.

Поэтому ее с помощью гидролиза превратили в моносахариды, доступные клеткам. А затем разбавили водой и обработали перекисью водорода, чтобы минимизировать вредные для бактерий примеси: азот, кальций, железо, кремний и другие.

Бактерии подпитывали глюкозой на субстрате сахарной свеклы и фосфоросодержащим веществом для продуктивного роста. Таким образом ученым удалось превратить 77–80% исходной биомассы в естественный полимер. Это уже очень большая эффективность для такого недорогого источника, как отходы сахарной промышленности.

А состав будущих биополимеров можно будет улучшать с помощью добавок, уточнили в пресс-службе Красноярского научного центра СО РАН.