Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

Расспросили экспертов о том, что показывают последние исследования и как себя защитить тем, кто подвержен воздействию космической погоды

6 июня 2024Обсудить
Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

Вспышки на Солнце и корональные выбросы массы вызывают возмущения магнитного поля нашей планеты, которые ученые называют магнитными бурями. Самые мощные из них способны вывести их строя спутники, системы связи и навигации, и даже «испортить» технику, расположенную на поверхности Земли, что неоднократно подтверждалось на практике.

Однако данные о влиянии солнечной активности на здоровье человека противоречивы. Некоторые исследования и вовсе показывают, что нет никакой связи между геомагнитной активностью и изменением количества случаев серьезных недомоганий. Портал Vokrugsveta.ru расспросил врачей-кардиологов, какими данными о влиянии магнитных бурь на здоровье располагает наука и как быть, если, когда портится космическая погода, ухудшается и ваше самочувствие.

<p>Олег Гайсенок</p>

«У многих пациентов в зрелом и пожилом возрасте развивается гипертоническая болезнь, что является проводником для негативного воздействия магнитных бурь на организм».

История вопроса

Влияние геомагнитных бурь на состояние здоровья человека изучается на протяжении ряда десятилетий, однако за это время так и не получено однозначного ответа на все актуальные вопросы в этой области.

Александр Чижевский

Большинство научно-исследовательских работ по гелиобиологии было выполнено отечественными учеными еще в советское время. Основоположником этого направления являлся российский и советский ученый А.Л.Чижевский, который одним из первых обратил внимание на то, что солнечные циклы влияют не только на геофизические процессы, но и на состояние здоровья человека. В последующие годы были выполнены работы, в которых изучалось влияние электромагнитных колебаний на участников космических полетов на кораблях «Союз» и в ряде других экспериментов, проводимых в том числе Институтом медико-биологических проблем РАН.

Но в тоже время стоит отметить: глобальных исследований, которые бы анализировали, как именно влияет магнитное поле на популяцию, на исходы серьезных заболеваний, очень мало.

Влияние магнитных бурь на самочувствие и сердечно-сосудистую систему: новый метаанализ

Мы недавно для решения этого вопроса провели систематический обзор и метаанализ научных работ из международной базы медицинских исследований, в которых изучалось влияние геомагнитных бурь на такие заболевания, как инфаркт миокарда и мозговой инсульт. Было отобрано всего лишь 5 крупных исследований, которые соответствовали именно этой проблематике и удовлетворяли требованиям к качеству их дизайна и выполнения статистического анализа.

Это были не только российские, но и международные исследования о влиянии геомагнитных бурь на риски развития мозгового инсульта, инфаркта миокарда и на госпитализацию пациентов сердечно-сосудистыми заболеваниями. Интересные данные были получены в крупном международном исследовании, опубликованном в журнале Stroke в 2014 году, которые подтвердили увеличение риска инсульта в дни геомагнитных бурь на представительной выборке наблюдаемых участников исследования.

Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

Когда энергия вспышки на Солнце достигает Земли, то вступает во взаимодействие с атмосферой и магнитным полем планеты — возникает магнитная буря

Проанализировав все полученные данные, мы спланировали собственное исследование, чтобы понять, как и почему люди реагируют на геомагнитные бури. Исследование называется «Оценка влияния геомагнитных бурь на самочувствие и функциональные показатели сердечно-сосудистой системы человека» («ГЕФЕСТ»), оно утверждено локальным комитетом нашей больницы, я в нем выступил главным исследователем.

Первые результаты его были доложены на международном форуме, посвященном 300-летию Академии наук в этом году, но это только пилотная работа, основная часть исследований еще впереди. Первая пилотная часть исследования, которая была отправлена для рассмотрения к публикации в профильный журнал «Авиакосмическая и экологическая медицина», была посвящена молодежи, а именно была изучена выборка молодых участников исследования и то, как на них влияют геомагнитные бури.

Мы очень детально, в отличие от некоторых авторов других работ в этой области, подошли к анализу данных геомагнитных индексов. Этому посвящена отдельная часть нашего исследования, которая также подготовлена в качестве отдельной научной публикации. В этой части исследования мы активно взаимодействовали с руководителем Лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований РАН профессором С.А.Богачевым. Были взяты не просто данные из интернета, а именно данные из профильных магнитных лабораторий нашего региона и ведущих международных центров геомониторинга, при этом проводимый анализ проводился одновременно на основании локальных, региональных и планетарных геомагнитных индексов.

Первые результаты

Мы получили интересные данные, особенно учитывая молодой возраст участниц нашего пилотного исследования. Если функциональные показатели сердечно-сосудистой системы существенно не реагировали на изменение геомагнитной обстановки, то анализ валидированных опросников показал существенное изменение показателей самочувствия, активности и настроения у испытуемых в дни геомагнитных колебаний.

Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

И еще важно отметить, что мы получили очень интересные данные по негативному влиянию магнитных бурь среди тех молодых участниц исследования, которые курили. С одной стороны, это можно объяснить известным негативным влиянием курения на состояние сосудистой стенки. В то же время логично было бы ожидать максимально негативное воздействие геомагнитных бурь не на молодых, а именно на пожилых людей, у которых сердечно-сосудистая система скомпрометирована влиянием факторов риска и развитием сердечно-сосудистых заболеваний. Собственно, у многих пациентов в зрелом и пожилом возрасте развивается гипертоническая болезнь, что безусловно и является проводником для негативного воздействия магнитных бурь на организм.

Влияние геомагнитных бурь на биоритмы

Еще один из наиболее важных и потенциально значимых моментов этого вопроса — влияние геомагнитных бурь на биологические ритмы. Эта тема активно изучалась нашим отечественными учеными.

Существует индекс Баевского (индекс стресса, который иначе также называют индексом напряжения регуляторных систем), он характеризует вариабельность сердечного ритма и состояние центров регуляции сердечно-сосудистой системы. В нашем организме очень многие реакции и физиологические процессы связаны с биологическими циркадными ритмами. Наше сердце работает и гормоны вырабатываются с определенной цикличностью. И когда на эти циркадные (природные) ритмы воздействуют геомагнитные ритмы, они могут нарушать их работу.

Это видно по тем исследованиям, в которых изучались гормональные изменения в период магнитных бурь, в частности на примере изменений концентрации кортизола (гормона стресса) и мелатонина. Мелатонин как препарат применялся и применяется, чтобы нормализовать работу нервной системы человека и восстановить сон в нужное время при смене часовых поясов. Но оказалось, что его значение существенно больше. В частности, в некоторых исследованиях были получены данные, что в период возмущения геомагнитного поля его выработка в эпифизе снижается, и что это может провоцировать сбои в сердечно-сосудистой системе.

Важно правильно понимать, как контролировать магнитные бури и как в динамике контролировать изменения ряда конкретных показателей при наблюдении за участниками исследования. Мы надеемся, на некоторые из этих актуальных вопросов сможет ответить спланированное нами исследование.

<p>Анна Чемакина</p>

«Если значительное количество людей испытывает ухудшение самочувствия в одни и те же периоды, мы не можем это игнорировать».

Какими данными о влиянии магнитных бурь на здоровье располагают врачи?

В медицинской практике существует понятие клинической картины, которое описывает совокупность симптомов и признаков, наблюдаемых у пациента. Клиническая картина помогает врачу поставить диагноз и оценить состояние больного.

Несмотря на то, что текущие исследования ещё не дают полного понимания всех механизмов взаимодействия геомагнитных бурь, существующих данных достаточно, чтобы учитывать их в медицинской практике. Уверена, со временем учёные смогут более точно исследовать и объяснить эти взаимосвязи, а пока мы опираемся на то, что уже исследовано — а именно, что во время геомагнитных бурь увеличивается число госпитализаций и смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.

Например, в аннотации к одному исследованию можно прочесть, что в периоды высокой активности наблюдается больше госпитализаций по поводу острого инфаркта миокарда и инфаркта миокарда передней стенки, более высокая смертность среди амбулаторных пациентов и тенденция к более высокой смертности в стационаре от острого инфаркта миокарда, повышение диастолического артериального давления у здоровых людей и у пациентов с леченной гипертонией, повышенные уровни пролактина и 17-кортикостероидов в периферической крови, более тяжелые приступы мигрени и большее число госпитализаций по поводу инсульта и цереброваскулярной недостаточности у мужчин, а также изменения в клеточных градиентах свертывания крови (количество тромбоцитов, базофилов в периферической крови), увеличение агрегации тромбоцитов, уровня фибриногена и снижение адгезии лейкоцитов.

Каковы возможные механизмы этого влияния?

Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

Я бы выделила три возможных пути воздействия бурь на человека:

1. Электроциты и железосодержащие клетки. Электроциты и железосодержащие клетки могут быть чувствительны к изменениям магнитного поля. Магнитные поля могут влиять на электрофизиологию клеток сердца, вызывая аритмии и другие нарушения.

2. Автономная нервная система. Геомагнитные бури могут воздействовать на вегетативную нервную систему, вызывая дисбаланс между симпатической и парасимпатической активностью. Это может приводить к изменениям артериального давления, частоты сердечных сокращений и общего самочувствия.

3. Кровеносная система. Геомагнитные бури могут повышать вязкость крови и склонность к тромбообразованию, что увеличивает риск инфаркта миокарда и инсульта.

Особенно чувствительны к геомагнитным бурям люди с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия и аритмия), пожилые люди и те, у кого есть генетическая предрасположенность к кардиологическим заболеваниям.

Какие справляться с магнитными бурями?

Магнитные бури: как они влияют на наше здоровье и самочувствие

Чтобы уберечься, нужно регулярно контролировать артериальное давление и частоту сердечных сокращений, особенно во время периодов повышенной солнечной активности, принимать рекомендованные врачом лекарства для контроля сердечно-сосудистых заболеваний, соблюдать здоровый режим дня, достаточно спать и включать физические нагрузки, избегать стрессовых ситуаций и практиковать техники релаксации: дыхание, медитация, йога.