Лаборатория эволюции: миниатюрные динозавры и вековые черепахи Галапагосских островов

Пустынное неприветливое место. Живая лаборатория эволюции. Первооткрыватели окрестили это место земным адом. Мы же называем его Галапагосом. Обитатели этого вулканического архипелага были вынуждены видоизмениться, чтобы выжить в столь неприветливых условиях. Но даже в аду можно создать собственный рай

7 сентября 2023Обсудить

Об удивительных обитателях суровых островов сняли документальный мини-сериал «Галапагосы: На краю земли». Премьеру можно будет посмотреть на viju Nature 8 сентября в 20:00.

Галапагосские острова располагаются в Тихом океане. Они лежат на экваторе, в 1000 километрах от побережья Эквадора. Архипелаг включает в себя 13 крупных и сотню мелких островов. В настоящее время это один из самых вулканически активных регионов на Земле.

На бедной почве растений почти нет. Это беда для травоядных животных, ведь им приходится постоянно искать пищу. На Галапагосе нет хищников, но для местных обитателей есть враг страшнее — голод.

После извержения вулкана первым сквозь толщу лавы пробивается кактус. Ему пришлось приспосабливаться к местным условиям. Для защиты от нападения животных он вытянулся в высоту, стал плотнее и отрастил длинные иглы.

Колючими кактусами питается сухопутная игуана, которая получает из сочного ствола пресную воду. Также этими растениями лакомится 250-килограммовый гигант — галапагосская черепаха. Именно эти местные жители, которые доживают до 100 лет, дали название всему архипелагу.

Полгода на островах господствует тёплый влажный сезон, когда зеленеют джунгли и еды в избытке. Но затем начинаются долгие шесть месяцев засухи. Такая капризная погода вызвана смешением двух мощных океанических течений. Тяжёлые условия вынудили животных подстраиваться и меняться.

Яркий тому пример — игуана. Ради выживания эти рептилии, напоминающие миниатюрных динозавров, ушли в море. Их хвост сплющился, чтобы было удобнее плавать, а когти стали длинными, чтобы удобно было держаться за скользкие камни. Морские игуаны — единственный в мире вид водных игуан. И они обитают только на Галапагосах.

Морские игуаны питаются водорослями. Они прекрасно плавают и способны погружаться на глубину до 10 метров. Но им опасно находиться в холодном море дольше 10 минут: температура тела упадёт, вследствие чего мышцы парализует. Поэтому перед заходом в воду и после заплыва морские игуаны долго греются на солнце.

Несколько лет назад из-за нехватки еды на одном из островов оказались вместе сухопутная и морская игуаны. Они начали размножаться — так мир получил новый подвид игуан. У гибрида оказалась голова морской и туловище сухопутной игуаны. Также он стал обладателем длинных острых когтей, которые позволяют с лёгкостью забираться на колючие кактусы.

Во время сезона засухи в океане происходит хаос из-за смешения тёплого и холодного течений. Огромные косяки рыб меняют свой маршрут и направляются к островам. Всего в водах Галапагосских островов было замечено более 500 видов рыб: полосатые салемы, желтопёрые рыбы-хирурги, барракуды, мексиканские губаны и другие. Около 20% морских обитателей встречаются только здесь.

Из-за океанических течений некоторые виды животных сменили среду обитания. Например, галапагосский пингвин — единственный вид пингвинов, который живёт в тропическом регионе.

Раз в семь лет океан кардинально меняется — когда приходит Эль-Ниньо. Это феномен, в результате которого вода становится на 3-4 градуса теплее. В таких условиях умирают водоросли, уничтожаются целые виды рыб. В этот тяжелейший период страдают животные, которые ищут пропитание в море. Травоядные временно становятся всеядными и начинают питаться найденными останками других животных. Обычно Эль-Ниньо длится 9-12 месяцев.

На крупных островах архипелага животные живут по соседству с человеком. Из-за того, что они не знали хищников, у них нет страха перед людьми. Морские львы спокойно лежат на лавках, у дверей магазинов и даже на проезжей части. Дети играют с ними в догонялки, а туристы без устали фотографируют.

Познакомиться с уникальными обитателями архипелага и узнать о жизни на вулканических островах вы сможете с телеканалом viju Nature. Смотрите 8 сентября в 20:00 документальный мини-сериал «Галапагосы: На краю земли».