Курс начинающего бёрдвотчера: 11 птиц России, которых можно увидеть, путешествуя под парусом

Рассказываем о пернатых, обитающих от Финского залива до Дальнего Востока

1 апреля 2022

В последнее время бёрдвотчинг набирает все большую популярность в России — людям нравится наблюдать за птицами в естественной среде, изучать их окрас, повадки, движения.

В честь Международного дня птиц, который отмечается 1 апреля, парусное сообщество «Сила ветра» и Михаил Калякин, директор Зоомузея МГУ, руководитель программы «Птицы Москвы и Подмосковья», подготовили для «Вокруг света» подборку птиц, которых можно встретить в разных российских регионах, путешествуя по суше или под парусом.

Aleksei Poprotskii / Alamy via Legion Media

Московская область

Сизая чайка

Начать «карьеру» бёрдвотчера лучше всего с самых распространенных птиц. Вы легко встретите сизую чайку в Подмосковье. От других видов чаек ее можно отличить по относительно короткому изящному бледно-зеленоватому клюву, черному глазу и белым «флажкам» на черных кончиках крыльев.

Сизая чайка (Larus canus)
Panther Media GmbH / Alamy via Legion Media

Речной сверчок

Найти эту птицу гораздо труднее. Речного сверчка сложно увидеть, но легко услышать, если рядом есть влажный или слегка заболоченный участок с высокой травой. Вечером, ночью и утром, а иногда и в другое время дня оттуда будет раздаваться монотонное и бесконечное «зерезерзерзерзер» (по этому звуку птица и получила свое название). Присмотревшись, вы, возможно, увидите поющего самца на вершине или в кроне невысокого кустика.

Речной сверчок (Locustella fluviatilis)
blickwinkel / Alamy via Legion Media

Сочи

Большой баклан

Яхтингом в Краснодарском крае можно заниматься даже зимой. Именно в это время года в Сочи вам почти наверняка встретится с виду неуклюжий, но прекрасно ныряющий большой баклан.

Обратите внимание на то, как долго он может оставаться под водой, если, конечно, у вас получится заметить место, где он вынырнет. Баклану, в отличие от большинства других видов водных птиц, приходится сушить легко намокающие перья — именно в этот момент птица особенно бросается в глаза.

Большой баклан (Phalacrocorax carbo)
Samyak Kaninde / Alamy via Legion Media

Белое море

Обыкновенная гага

Эта птица — символ Белого моря. Ради ее охраны был создан Кандалакшский заповедник. Гнездо обыкновенной гаги выстлано мягчайшим и теплейшим пухом — если вы спугнули насиживающую яйца птицу, отойдите подальше и больше не приближайтесь. Про взаимодействие человека и обыкновенной гаги на протяжении долгих веков Александра Горяшко написала книгу «Дикая птица и культурный человек».

Обыкновенная гага (Somateria mollissima)
Sabena Jane Blackbird / Alamy via Legion Media

Полярная крачка

Небольшие островки предоставляют полярным крачкам оптимальные места для шумных гнездовых колоний, и пугать их здесь ни в коем случае не следует! Птицы постоянно снуют туда-сюда, красиво зависая над водой и падая в море, чтобы тут же взлететь с добычей. Но увидеть их вы сможете только коротким северным летом, уже в начале августа крачки потянутся на юг, в самый дальний в мире маршрут — к Антарктиде и обратно. В пути ни проводят почти десять месяцев в году.

Полярная крачка (Sterna paradisaea)
Mark Boulton / Alamy

Финский залив

Перевозчик

Многие кулики живут у воды, но перевозчик, кажется, самый «водяной» — не найдется реки, озера или морского побережья, по самой кромке которого не бродил бы этот миниатюрный куличок, неутомимо обследующий прибрежные камни и коряги и хватающий мелких насекомых.

Еще легче заметить его летящим около самой воды с довольно громким, хотя и писклявым криком. Визитная карточка этой неприметной птицы — белая полоска на крыле.

Перевозчик (Actitis hypoleucos)
Saverio Gatto / Alamy via Legion Media

Средний, или длинноносый крохаль

Это крупная утка с длинным и несколько вздернутым клювом. Самец и самка окрашены по-разному. Летом за самкой обычно поспевают до 10 птенцов, и вся эта ватага, кажется, постоянно в движении: они удивительно быстро бороздят водную гладь, в основном опустив голову в воду и высматривая рыбешку, за которой ловко ныряют. Впрочем, добычу нужно переварить, и периоды активной охоты сменяются спокойным сном всей команды где-нибудь на теплом камне.

Длинноносые крохали (Mergus serrator)
Natalia Kuzmina / Alamy via Legion Media

Владивосток

Обыкновенный стáрик

Это не очень приметная мелкая птица семейства чистиковых. Заметить ее на воде даже при небольшом волнении непросто, но обнаружить стáрика в заливе Петра Великого все же можно. Птицы этого семейства гнездятся на скалах, формируя знаменитые птичьи базары, или в норах и каменных пещерах, многие из них активны ночью, знамениты своими дальними полетами в открытое море, где они, прекрасно ныряя, добывают корм на большой глубине.

Обыкновенный стáрик не так ярок, но для настоящего бёрдвотчера встреча с ним — прекрасный приз за внимательность и наблюдательность.

Обыкновенный стáрик (Synthliboramphus antiquus)
blickwinkel / Alamy via Legion Media

Нижний Новгород

Орлан-белохвост

«Гордо реет» — это про него, самого крупного пернатого хищника России. И вблизи, и вдали он удивляет ловким и маневренным полетом, который, казалось бы, плохо сочетается с крупными размерами птицы. Эдакий аэроплан, а как ловко выхватывает из воды рыбу, как неуклонно преследует уток, птенцов чаек или другую добычу!

Если повезет, то где-то недалеко от берега можно обнаружить и огромное гнездо орлана, в котором вполне может уместиться взрослый человек.

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla)
Krompolc Roman/CTK Photobank via Legion Media

Хохотунья

Сизую чайку мы уже знаем, но в России обитают и другие белоголовые чайки: на Волге — хохотуньи, на Балтике — серебристые чайки, на северо-востоке европейской части России — халеи (восточные клуши). Все эти чайки имеют желтый клюв с красным пятнышком на конце, желтоватые или розоватые ноги и светлые глаза, и отличить их друг от друга без должного опыта и помощи определителя птиц довольно сложно.

Хохотунья (Larus cachinnans)
Mauro Toccaceli / Alamy

Байкал

Горбоносый турпан

Горбоносый турпан (Melanitta deglandi)

Эту почти целиком черную утку с белыми метками на голове и на сложенном крыле стоит рассмотреть повнимательнее. Обратите внимание на ее странный красно-желтый клюв с крупной горбинкой. Как и у других нырковых уток, у турпана глубокая «посадка» в воде: «корма» притоплена, заныривание происходит без видимых усилий. Турпан способен легко и бесшумно погружаться на несколько десятков метров, чтобы поймать на дне моллюсков или ракообразных.