Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Кто придумал корейскую письменность?

Кто придумал корейскую письменность?
Источник:
sanga park / Alamy

Любые знаки дальневосточных алфавитов кажутся европейцам иероглифами, хотя на самом деле ими являются только ханьцзы (китайская письменность). Они действительно завоевали в свое время всю Восточную Азию, но в наши дни сохранились, помимо Китая, лишь в Японии (да и там их потеснили, допустив в обиход два вида новой слоговой азбуки, канна).

В Корею ханьцзы пришли в I веке и с их помощью успешно записывались слова местного языка несколько столетий подряд. Однако со временем стало ясно, что ханьцзя (название в корейской огласовке) слишком непрактичны, и в V–VI веках в стране появился слоговой алфавит иду (так называемое чиновничье письмо), придуманный ученым — знатоком древнекитайских текстов, буддистом Вонхё, упростившим иероглифы.

Следующим реформатором корейской письменности стал четвертый правитель династии Чосон — Сечжон Великий (1418–1450), решивший, что даже адаптированная иероглифика слишком сложна для простых людей. Король создал комиссию ученых под руководством Чон Инджи, которые к 1446 году придумали азбуку из 28 букв (до наших дней сохранились 24). Так появилось Хунмин чоным — «Наставление народу о правильном произношении». Как подтверждение правильности принятого усовершенствования, Сечжон собственноручно написал новым стилем произведение «Ёнбиочхонга» («Песнь о драконах, летающих в небесах»).

Составные элементы хангыля («великий, или корейский алфавит»; так корейское письмо называется с 1912 года) — вертикальные и горизонтальные черты и точки (как в иероглифике), а также окружности — чисто корейское изобретение. Буквы располагаются не последовательно, а собираются в ярусы-слоги, формируя условные квадраты, соотносимые по величине с китайскими иероглифами. Слог состоит сразу из трех таких знаков — начальной согласной, гласной и финальной согласной, вместе и образующих гармоничный комплекс — письменную единицу.

Основываясь на этом каркасе, Сечжон и придумал свою искусственную письменность, «составив компанию» создателю армянского алфавита Месропу Маштоцу, просветителю индейцев чероки Джорджу Гессу (Секвойе) и ряду других изобретателей новых алфавитов.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения