Ради этого учебный парусник «Мир» и отправится в 2022 году в свою первую кругосветку.

Фото №1 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Фото
Валерий Василевский

На рубеже XIX и ХХ веков, когда военный флот уже практически полностью был переведен на паровую тягу, вице-адмирал Макаров продолжал настаивать, что каждый военный моряк должен непременно пройти обучение плаванию под парусами. Имя Макарова носит Университет морского и речного флота, курсанты которого проходят обязательную практику на учебном парусном корабле.

Фото №2 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Фото
Валерий Василевский

Сегодня для этой цели используется трехмачтовый корабль «Мир», который прямо сейчас готовится к кругосветному плаванию. С 2014 года учебные парусники системы Министерства транспорта находятся в управлении компании «Росморпорт». О том, зачем в XXI веке нужны паруса и чем парусные технологии похожи на космические, корреспондент «Вокруг света» расспросил советника генерального директора компании Сергея Дадыку.

Для чего нужны большие парусники в современном мире, помимо того, что это очень красиво?

За последние столетия человечество несколько раз пыталось официально попрощаться с парусным флотом, посчитав, что его дни сочтены. Однако об исчезновении парусов говорить не только преждевременно, но и бессмысленно: паруса и парусники будут жить, пока на нашей планете есть люди. Более того, эволюцию парусных технологий мы наблюдаем буквально ежедневно, и это развитие в чем-то даже быстрее, чем космические технологии, достаточно взглянуть на техническую базу некоторых парусных соревнований высшего уровня. Там задействованы и самые передовые материалы (например, композиты последних поколений), и самые яркие инженерные умы, да и бюджеты у некоторых профессиональных парусных регат почти космические.

Учебные парусники, конечно, не имеют такого финансирования, но и задачи у них иные. Большой парусный флот используется для учебных целей, для поддержания морских традиций и для знакомства с ними людей самых разных профессий. Одна из самых известных регат больших парусников называется Tall Ships’ Race, и ей в 2021 году исполнилось 65 лет. В 2014-м регата проводилась в России, и мы надеемся, что увидим это соревнование в нашей стране еще не один раз.

Фото №3 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Только прибывшим курсантам организуют тренировочные подъемы на мачту
Фото
Тимофей Курносов
Фото №4 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Курсанты проходят на судне матросскую практику. В начале каждого рейса парусный мастер берет одного курсанта в помощники до конца смены. Такого курсанта называют «сыном паруса»
Фото
Тимофей Курносов

Золотые паруса

Финансы, задействованные в профессиональных парусных соревнованиях, подчас огромны. Например, в Кубке Америки — старейшем соревновании в мире — только взнос за участие достигает 2 млн долларов. Затраты каждой из команд в состязании в 2021 году составляли около 100 млн долларов.

Содержание такого парусника, как «Мир», может обходиться в 120–150 млн рублей в год (или примерно 1,6–2 млн долларов).

Сколько больших парусников у России?

У нас 6 кораблей. Это «Седов», «Крузенштерн», «Мир», «Паллада», «Надежда» и «Херсонес».

Барки «Седов» (имя при рождении Magdalene Vinnen II) и «Крузенштерн» (Padua) достались нашей стране в качестве репарации после Второй мировой войны. В начале 1980-х годов в СССР решили создать свой учебный парусный флот, и его строительство было поручено польской верфи. В 1982 году со стапеля Гданьской судоверфи сошел фрегат «Дар молодежи» — за его образец был взят германский фрегат «Дар Поморья» 1909 года постройки, — который показал хорошие мореходные качества и управляемость. И тогда Советский Союз заказал Гданьской верфи пять однотипных кораблей на базе этого проекта. Фрегаты «Дружба» и «Мир» были построены в 1987 году, другие корабли этой серии — «Херсонес» в 1988-м, «Надежда» и «Паллада» в 1991-м. «Дружба» принадлежит Украине и давно стоит без ремонта в Одессе. Остальные корабли находятся в России: «Мир», «Надежда» и «Херсонес» состоят на балансе компании «Росморпорт», «Паллада» — у «Росрыболовства», так же как «Седов» и «Крузенштерн».

Фото №5 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
В течение рейса курсантам часто приходится подниматься на мачты. Это могут быть такелажные или авральные работы
Фото
Тимофей Курносов
Фото №6 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Курсанты-судоводители во время рейса по очереди несут вахту на руле по четыре часа два раза в сутки
Фото
Тимофей Курносов

«Длина бежит»

Смысл этой поговорки яхтсменов в том, что в силу законов гидродинамики скорость более длинного судна при прочих равных выше. Крупнее «Мира» только «Седов» и «Крузенштерн», но они, хоть и несут больше парусов, значительно тяжелее и поэтому не столь быстры. Рекорд скорости под парусом составляет 65,45 узла. Его поставил Пол Ларсен на дистанции 500 метров 24 ноября 2012 года на специальном катамаране Vestas Sailrocket 2.

Что дает курсантам практика на больших парусниках? Насколько такая практика востребована?

Находясь на большом паруснике, люди максимально приближены к морю, к стихии. На таком корабле вся работа с парусами делается вручную. Это специфический труд, подойдет не каждому. Поэтому всем, кто желает связать свою жизнь с морем, морская практика на паруснике просто необходима. Это отличная возможность понять, насколько море принимает тебя, а ты — его и стоит ли оставаться в этой профессии. Да, есть грузовые или пассажирские суда, где тоже можно проходить практику. Но там более комфортные условия, успокоители качки например. Не надо мокнуть на палубе, нет свиста в снастях, нет коллективной работы на реях. Так что, помимо романтики, плавание на паруснике несет много практических смыслов. И не последний из них — приобщение к морской культуре и традициям.

На момент начала кругосветки кораблю исполнится 35 лет. Для «Мира» это первая кругосветка?

Да, первая. С самого начала «Мир» участвовал в больших мероприятиях, связанных с флотом, не раз выигрывал регаты, в том числе Tall Ships’ Race. В одной из таких гонок фрегат установил рекорд скорости 21 узел и теперь считается самым быстрым в большом парусном флоте.

Есть старая английская поговорка: «Для флота и каторги любой сгодится». Соответствует ли она действительности сегодня?

Когда-то каторгу и флот объединял принудительный труд. Сегодня сравнение справедливо в том смысле, что труд на флоте по-прежнему нелегок и рискован. Многие банально не выдерживают этих условий и уходят из плавсостава. Так что ответ скорее «нет» — для работы во флоте годится не каждый. Однако уже из первого плавания все курсанты возвращаются с общим пониманием процесса и с выводами лично для себя.

Попутного ветра!

150–200 лет назад попавший в долгий штиль парусник рисковал жизнью экипажа. Современные фрегаты оборудованы мощными дизельными двигателями, способными перемещать судно по воде со скоростью до 12 узлов без использования парусов. Хотя, конечно, под парусами и быстрее, и тише, и экологичнее, и приятнее.

«Мир» имеет прямое парусное вооружение. Какими курсами относительно ветра он может ходить?

Традиционно суда такого типа ходили попутными курсами. Прямое вооружение не позволяет ходить остро к ветру. Так что для «Мира» основные курсы — фордевинд и бакштаг. Маршрут кругосветки «Мира» намечен через Северный морской путь. По моему опыту в то время, когда «Мир» пойдет там, устойчивых ветров не будет. Так что корабль сможет пройти зоны безветрия под мотором.

Во времена парусного флота было принято делить людей на живых, мертвых и тех, кто в море. Насколько сегодня плавание на большом паруснике опасно для жизни?

Безопасность — превыше всего. Таково одно из главных правил на флоте. В прошлом году на польском фрегате «Дар молодежи» разбилась девушка-курсант, и это большая трагедия. Прежде чем отправиться наверх, курсанты проходят серьезную подготовку к высотным работам, обучаются правилам использования страховочных поясов. Все это проходит под жестким контролем офицеров корабля, чтобы свести все риски к минимуму.

Фото №7 - Кругосветка: старый способ обогнуть мир
Капитан «Мира» Андрей Валентинович Орлов имеет большой опыт трансокеанских переходов, однако кругосветного плавания в его послужном списке пока не было
Фото
Тимофей Курносов

Где учатся на капитанов для таких парусников?

Какого-то специального учебного заведения для этого не существует. Как правило, это капитан с квалификацией на управление судами с механическим двигателем, который пришел на парусное судно офицером и вырос до капитана. В принципе все морские учебные заведения обучают основам управления парусами. Я, например, в детстве занимался в яхт-клубе, потом в Нахимовском училище управлял швертботом под парусом и участвовал в соревнованиях, в рамках которых получил звание КМС. Вообще, в СССР любой моряк имел первичную парусную подготовку.

Не для интровертов

Романтика парусного плавания включает много компонентов, но чего точно нет в этом списке, так это уединения. Команда корабля Колумба «Санта-Мария » составляла более 300 человек. Парусник «Мир», будучи существенно больше по водоизмещению, вмещает 199 человек. Из них постоянная команда — около 45 человек, однако для эффективной работы с парусами необходимы еще и курсанты: более 30 человек на каждую мачту, или от 6 до 8 на парус. Курсанты живут в 12-местных кубриках и спят на двух- или трехъярусных койках с системами страховки, чтобы не упасть во время качки. У каждого курсанта своя койка, а не то что бывало раньше, когда одно спальное место делили 2–3 человека: пока один на вахте, другой спит. Кроме того, как правило, на учебных судах есть 10–12 пассажирских мест.

+2

Как море меняет бытовые привычки людей?

В море, действительно, привычки меняются у многих людей. К примеру, пресная вода — один из главных жизненных ресурсов на судне. Ее запасы ограниченны, даже притом что на больших современных судах, как правило, есть опреснители. Тем не менее традиции разумного потребления воды никто не отменял: опреснитель может сломаться.

Я всю жизнь во флоте, и все те привычки, которые появляются в море, мы потом применяем на суше, разве что на мачту лазить не надо. Сегодня я не знаю ни одного человека, которому бы навредил морской опыт и привычки, полученные в плаваниях.

Через север, через юг

О маршруте планируемой кругосветки парусника «Мир» рассказывает руководитель проекта ФГУП «Росморпорт» Евгений Берков:

«Мы выходим из Санкт-Петербурга в начале июня 2022 года. Первый пункт — заход: Гётеборг, затем Мурманск и Архангельск, где есть филиалы Университета имени Макарова. Далее к проливу Карские Ворота, где мы подождем, когда Карское море освободится от льда, и пойдем по трассе СМП. Эту трассу надо пройти в сжатые сроки. Планируется одна остановка в Певеке, где мы пополним запасы. Затем через Берингов пролив мы выйдем в Тихий океан, спустимся в Петропавловск-Камчатский и проследуем во Владивосток, где рассчитываем быть в начале сентября.

Дальше начинается зарубежная часть плавания: Пусан, Нагасаки, Шанхай. Затем транстихоокеанский переход до Мексики, Акапулько. Мы пойдем длинным путем, стараясь на всякий случай не слишком удаляться от земли, хотя и не будем заходить в порты. Далее мы пойдем на юг вдоль побережья Южной Америки до Вальпараисо. Затем Ушуая — это самая южная оконечность Аргентины. Пройти под парусами вокруг мыса Горн — это вопрос чести. Затем на север вдоль Атлантического побережья, через Рио-де-Жанейро до Карибов, заход в Гавану, пересечение Атлантики. В Европе запланировано посещение Лондона, Гавра, Копенгагена и Киля. Возвращаемся в Петербург 9 мая 2023 года, через 11 месяцев после начала плавания».

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2021