Фото №1 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
«Всадница», Карл Брюллов, 1832
Фото
Getty Images

«Всадница»
Холст, масло 293 х 209,8 см
1832
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

«Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», — писала Карлу Брюллову женщина, заказавшая ему картину «Всадница». С графиней Юлией Самойловой живописец познакомился в 1827 году в Италии. Туда наследница внушительного состояния, меценатка и светская львица переехала после разрыва с мужем. Несколько лет у художника и графини был роман; до конца жизни Брюллова они оставались близкими друзьями.

В Италии Самойлова, у которой не было своих детей, взяла на воспитание двух местных девочек — Джованнину и Амацилию. Их-то и изобразил Брюллов на полотне, созданном по заказу Юлии. Новаторство Брюллова в том, что он первый из российских художников написал обычную юную дворянку в духе парадных конных портретов полководцев и императоров; это было довольно смело. Ради создания идеализированного образа романтической героини Брюллов сознательно пренебрег законами физики.

Сразу после того как картина была закончена, ее выставили в Милане, в Академии изящных искусств Брера. Зрители восхищались возвышенной красотой наездницы, называя девушку летящим ангелом. Некоторые, правда, указывали, что безмятежное выражение лица и статичная поза всадницы не соответствуют ситуации, в которой героиня показана. Девушка словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Однако художник сделал так намеренно: ему важно было подчеркнуть, насколько ангелоподобная красавица превыше окружающей обстановки и несовершенства мира.

Фото №2 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Амацилия
Фото
Getty Images

➀ Амацилия. То, как переданы эмоции младшей из девочек, доказывает, что Брюллов сделал лицо старшей бесстрастным намеренно, а не от недостатка мастерства. Амацилия — дочь композитора Джованни Пачини, автора более 70 опер. Одна из них, «Последний день Помпеи», вдохновила Брюллова на одноименное полотно.

Фото №3 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Джованнина
Фото
Getty Images

➁ Джованнина. «Удержать лучшее лица и облагородить его — вот настоящее дело портретиста», — говорил Брюллов. Художник пишет в идеализированном виде и осанку девушки (в реальной жизни она наклонилась бы к лошади и натянула поводья), и невозмутимый взгляд, устремленный на зрителя.

Фото №4 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Фото
Getty Images

➂ Конь. Возвышенная красота, подчиняющая дикую силу, — популярный мотив романтизма, ярким представителем которого был Брюллов. Художник подчеркивает контраст между хрупкостью наездницы и мощью коня.

Фото №5 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Фото
Getty Images

➃ Ветер. Его направление подчинено желанию художника эффектнее показать разные объекты. Если судить по движению вуали на шляпе, ветер дует в одну сторону, если смотреть на деревья — в другую, а локоны наездницы вообще почти неподвижны.

➄ Освещение. Искусствовед Наталья Калугина отмечает: «Рассеянный свет, отражающий лишь общее впечатление от реального освещения, создает ощущение иллюзорности изображения. В картине отсутствует связь между многочисленными световыми рефлексами и их источниками». В парадном портрете эффектность важнее правдивости.

Фото №6 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Фото
Getty Images

➅ Собака у ног коня. Из-за надписи Samoylo на ошейнике говорили, что это чуть ли не портрет графини Самойловой, но художник всего лишь намекнул так на имя заказчицы.

Фото №7 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова
Фото
Getty Images

➆ Левретка. Атрибут богатства женщин-аристократок.

➇ Пейзаж. Ожидающий буйства стихии парк, над которым перед грозой сгущаются тучи, — идеальный фон, чтобы подчеркнуть возвышенную невозмутимость романтической героини.

ХУДОЖНИК
Карл Брюллов

Фото №8 - Красота против природы: 8 тайн «Всадницы» Карла Брюллова

1799 — родился в Санкт-Петербурге в семье преподавателя орнаментальной скульптуры в Академии художеств.
1809–1821 — учился в Академии художеств; по окончании получил большую золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
1822–1835 — работал за границей, преимущественно в Италии.
1828–1833 — писал картину «Последний день Помпеи», главный шедевр, прославивший Брюллова по всей Европе.
1832–1834 — работал над картиной «Портрет Юлии Павловны Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком».
1839 — женился на талантливой пианистке, дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но спустя 41 день разорвал отношения, вероятно, из-за неверности супруги.
1849 – уехал за границу, жил на Мадейре, затем в Италии.
1852 – умер от болезни сердца в селении Манциана, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июнь 2021