Команда молодости нашей: посмотрите, как шмели играют в футбол

Оказалось, шмели любят погонять мяч

30 октября 2022
Команда молодости нашей: посмотрите, как шмели играют в футбол
Animal Behaviour

Команда ученых под руководством Лондонского университета королевы Марии исследовала отношение насекомых к игре, проведя эксперименты с земляными шмелями. Оказалось, что им нравится катать деревянные мячики, хотя у них нет для этого никакой острой необходимости и стимула. Больше всего развлечение оценили молодые самцы.

Семейство пчелиные обычно ассоциируется с трудолюбием и работой, но не с игрой. Насекомые в общем — воспринимаются как менее разумные, чувствительные и даже менее одушевленные существа, чем млекопитающие или птицы.

Есть множество свидетельств о том, что эти животные манипулируют предметами просто для развлечения, как и люди. Однако способны ли на это насекомые, систематически не изучалось.

Команда организовала несколько экспериментов с земляными шмелями (Bombus terrestris), в которых насекомым давали маленькие деревянные шарики. Некоторые мячи были натурального древесного оттенка, некоторые покрашены в желтый и фиолетовый. Их специальным образом обрабатывали, чтобы избежать привлекающих запахов и погрешностей в исследовании.

Ученые также сделали для шмелей целую спортивную арену, где 45 насекомых могли пройти путь без препятствий, чтобы получить лакомство, или выбрать дорожку с деревянными шариками. Получив такую возможность, пчелы неоднократно перекатывали мячи — до 117 раз за время эксперимента.

При этом авторы обнаружили, что действия отличались от функционального поведения, не способствовали немедленному выживанию, поиску пищи или спариванию. Молодые шмели использовали больше мячей, чем старые, а самцы играли дольше самок.

Animal Behaviour

После этого исследователи предоставили 42 шмелям две цветные камеры: одна с мячами, вторая без. Сначала им дали изучить «помещения», а затем забрали все шарики. Однако пчелы все равно выбирали ту камеру, в которой раньше можно было поиграть. Это говорит о том, что перекатывание мячей для насекомых было ценно само по себе и исключает дополнительные факторы.

В предыдущем исследовании те же авторы показали, что шмелей можно научить забивать гол в ворота в обмен на вкусное вознаграждение. Команда проекта отмечает, что это не просто забавное наблюдение за тем, как шмели играют в футбол. Но эксперименты доказывают, что несмотря на крошечные размеры тела и мозга, разум насекомых гораздо сложнее, чем предполагалось ранее.