Каждый — немного супергерой: ученые обнаружили у людей неожиданную способность

Она уравнивает шансы слепых и зрячих

21 июня 2022
Каждый — немного супергерой: ученые обнаружили у людей неожиданную способность
Matthew Ashmore / Alamy

Большинство ночных животных обладает навыком ориентирования в кромешной тьме, который позволяет им «видеть» в темноте. Речь идет об эхолокации — это способ определения расстояния до предметов с помощью отраженного от них звука, инфразвука или ультразвука.

Эта способность есть не только у рукокрылых и дельфинов, но и у людей. Ученые знали о подобном явлении еще с 1940-х, однако систематические исследования человеческой эхолокации начались только в новом столетии.

Так, ученые обнаружили, что у нас есть «встроенный» эхолот, который мы не используем при обычных обстоятельствах. Однако многие слепые люди вынуждены открывать у себя этот навык самостоятельно. С помощью звуков собственных шагов или постукивания тростью незрячие учатся успешно обходить препятствия, не натыкаясь на предметы.

На этот раз исследователи решили проверить, как быстро обычный человек может научиться этой способности. В эксперименте приняли участие 12 с детства слепых и 14 зрячих людей.

В ходе исследования людей обучали вслепую перемещаться по лабиринтам, а также Т-, U- и Z-образным коридорам при помощи щелчков ртом. Добровольцы научились ориентироваться в пространстве при помощи звуковых откликов всего за 10 недель.

Люди без проблем со зрением показывали такие же хорошие результаты, как и незрячие. В дополнительных тестах две группы тоже продемонстрировали примерно одинаковые способности. Возраст участников эксперимента никак не отразился на результатах.

Добавим, через три месяца после окончания обучения незрячие отблагодарили ученых: полученный навык значительно облегчил их жизнь.

По материалам статьи, опубликованной в PLOS One.