Какая планета ближе всех к Земле? Астрономический тест с подвохом

Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется

21 января 2024
Какая планета ближе всех к Земле? Астрономический тест с подвохом

Wirestock via Legion Media

ТЕСТПройден 2903 раза
1 / 1

Какая планета ближайшая к Земле?

• Меркурий

• Венера

• Марс

• Иногда Марс, но чаще Венера

Какая планета ближе всех к Земле? Если в детстве у вас была хорошая энциклопедия по астрономии, вы, скорее всего, не задумываясь ответите, что это Венера. Действительно, она иногда максимально приближается к Земле на 38 миллионов километров. Но это кратчайшее расстояние, и в таком положении относительно друг друга небесные тела находятся лишь короткий отрезок времени. Для Марса этот же показатель составляет 54,7 миллиона километров; для Меркурия — 77,2.

В каждый отдельный момент времени ближайшей планетой может быть и Меркурий, и Марс, и Венера.

Если взять среднее расстояние между планетами, то от Венеры до Земли 41,4 миллиона километров, до Меркурия — 91,7, до Марса — 78,3. Ближайший к Солнцу снова в аутсайдерах. Но как тогда он оказался самым близким соседом Земли?

Загвоздка в том, что расчеты основаны на соотношении радиуса орбиты каждой планеты и расстояния до Солнца. А положение планет относительно друг друга не учтено. Если взять во внимание и это, придется составить довольно сложную схему, где все четыре небесных тела двигаются вокруг Солнца, и расстояние между любыми двумя из них постоянно меняется. Такую модель разработали астрономы под руководством Тома Стокмана, инженера-исследователя из Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико.

И получилось, что среднее расстояние до Венеры — 169,9 миллиона километров, до Марса — 254,4 миллиона километров, а до Меркурия — 155,5 миллиона километров. Таким образом, Меркурий в среднем действительно немного ближе других соседей. Но чтобы ответ на вопрос о ближайшей планете был максимально полным, нужно взять в расчет еще и время, в течение которого это небесное тело остается в таком положении. Для этого команда астрономов с помощью модели наблюдала, как планеты вращаются в течение 10 тысяч лет.

Тогда и стало очевидно, что Марс бывает ближайшим соседом Земли 17% времени, Венера — 36%. А победителем стал Меркурий, который был ближе всего к Земле примерно в 47% случаев. Это возможно благодаря маленькой орбите планеты: Меркурий реже находится «по другую сторону Солнца» и быстрее выходит из такого положения за счет своей скорости.