Как защитить домашние растения от болезней и вредителей: советы садовода

Рассказываем, как вырастить настоящий огород на подоконнике

2 ноября 2023

IMAGO / Zoonar / legion-media.ru

Неправильный уход и ошибки при выборе места расположения могут сильно ослаблять растения. В подобных случаях растения легко становятся жертвами болезней и вредителей.

Профилактика и правильный выбор места расположения служат лучшей защитой от вредителей и заболеваний. Также очень важна профилактическая обработка грунта перед посадкой (об этом я говорила ранее).

Но если избежать появления болезни или вредителей не удалось, то поможет быстрая диагностика и целенаправленное лечение биопрепаратами.

Я крайне не рекомендую лечить огород на подоконнике химическими препаратами, поскольку вам придется вдыхать воздух после обработки. Кроме того, не стоит употреблять такие растения в пищу.

Биопрепараты направлены непосредственно на возбудителей заболеваний растений. Бактерии, вирусы и грибы-антагонисты, которые составляют основу таких лекарств, подавляют развитие вредной микрофлоры, но не представляют опасности ни для человека, ни для домашних питомцев.

Agefotostock / legion-media.ru

Итак, предотвратить или побороть болезни культурных растений нам помогут биопрепараты. Я расскажу о тех, которые использую сама.

Триходермин (глиокладин)

Его можно применять для обработки семян за сутки до посева. 2%-й раствор вносим в лунки при посадке (3—4 мл на растение). В течение сезона опрыскивание 1%-м раствором проводим каждые 2 недели.

Что дает:

• защищает томаты, огурцы, перцы и другие овощи от заболеваний белой, серой, сухой и корневой гнилью, кладоспориоза, фитофтороза, настоящей и ложной мучнистой росы и других заболеваний;

• улучшает почву, участвуя в процессе разложения органики, и обогащает питательными веществами;

• стимулирует рост растений и повышает их устойчивость к болезням, способствует увеличению урожайности.

Гамаир (бактерицид)

Раствор готовится в следующих пропорциях: 2 таблетки на 10 л воды при поливе или 2 таблетки на 1 л воды при опрыскивании культур.

Используется с целью подавления бактериальных и некоторых грибных заболеваний в почве и на растениях, в том числе: бактериального рака томатов; увядания; прикорневых и корневых гнилей; фитофтороза; фузариоза; бактериальных листовых пятнистостей; мучнистой росы; ложной мучнистой росы; серой, белой и мягкой гнили; некроза сердцевины стебля; монилиоза; парши; бактериального ожога.

Алирин-Б (биофунгицид)

Выпускается в виде таблеток или порошка. Разводится из расчета 2 таблетки на 10 л воды для полива или 2 таблетки на 1 л воды при опрыскивании растений.

Что дает:

• подавляет различные грибковые заболевания: ржавчину, фитофтороз, корневые гнили, септориоз, ризоктониз, мучнистую росу, альтернариоз, церкоспороз, трахеомикозное увядание, пероноспороз, паршу, монилиоз, серую гниль;

• снижает токсичность почв после пропаривания или применения «химии» путем восстановления почвенной микрофлоры;

• увеличивает содержание белка и аскорбиновой кислоты в плодах и снижает уровень накопления нитратов.

Трихоцин

Основой его создания послужил штамм, выделенный из одного из видов полезных грибов. «Трихоцин» (СП) производится в форме порошка, который нужно развести в воде непосредственно перед использованием. Препарат предназначен для обеззараживания почвы, причем его можно вносить как при посадке растений, так и после сбора урожая. Также он подходит для применения в вегетационном периоде — его проливают под корень растений. Продукт подавляет возбудителей различных грибковых гнилей, которые распространяются и сохраняются в почве.

Метаризин

Этот биопрепарат является и средством защиты от насекомых, и удобрением, и стимулятором роста растений. В основе создания «Метаризина» заложены свойства грибка Metarhizium anisopliae, который находится в почве и развивается на останках насекомых. Сам препарат действует на живых насекомых, пока они прячутся в земле. Насекомые или сразу погибают, или становятся слабыми и не размножаются.

Zoonar / legion-media.ru

Био-защита (StimGarden)

Микробиологический препарат, который подавляет активность патогенных микроорганизмов (грибков и бактерий), инактивирует их токсины. Стимулирует рост и развитие растений, повышает их стрессоустойчивость. Надежная защита и профилактика от большинства болезней.

Фитоверм

Инсектоакарицид кишечно-контактного действия.

Эффективен против различных видов клещей, других вредителей цветов (цветоедов, трипсов, всех видов тли) и садовых растений (колорадского жука, капустной белянки, капустной совки, паутинного клеща, яблонной плодожорки). Помогает и от комнатной мошки (дрозофилы), которая часто селится в горшках с грунтом.

Фитоверм является биопрепаратом, и уже через 3 дня после обработки растений их плоды можно использовать в пищу.

При любой обработке биопрепаратами рекомендую в опрыскиватель совместно с препаратом добавлять «Липосам» — это прилипатель, который позволяет препарату дольше удерживаться на поверхности листа, а значит, более эффективно действовать. Вместо «Липосама» можно использовать зеленое мыло — добавляйте в раствор из расчета 1 мл мыла на 1 л раствора.

Отрывок из книги Екатерины Кузнецовой «Огород на подоконнике. Идеальный урожай не выходя из дома». М.: Издательство АСТ, 2023 г.

Вырастить огород на подоконнике очень просто. Собирать с комнатных кустиков огурцы, помидоры, перчики и даже клубнику вполне реально в любом доме. Екатерина Кузнецова — популярный «зеленый» блогер — вооружит вас всеми необходимыми знаниями для выращивания овощей в домашних условиях и покажет, сколько удовольствия и пользы может принести этот процесс, если выбирать подходящие сорта и соблюдать агротехнику!

Реклама. www.labirint.ru