Как настоящая: в MIT научились выращивать мебель из искусственного дерева

Материал будет расти сразу в форме столешницы или книжной полки

29 мая 2022
Materials Today

Специалисты Массачусетского технологического института вырастили в лабораторных условиях подобный древесине материал и напечатали на 3D-принтере несколько предметов. В будущем метод можно использовать для «выращивания» мебели, не вырубая настоящие деревья и не тратя время на обработку, пишет новостной портал MIT News.

В поисках альтернативы вырубанию лесов для строительства и производства мебели исследователи придумали, как контролируемо и быстро получать растительные материалы прямо в лаборатории. Для эксперимента они взяли клетки из листьев молодых цинний (вид цинния изящная), два дня выращивали их в жидкости, а затем перенесли в гелевую среду с питательными веществами и двумя гормонами.

Регулируя уровень гормонов в этом «питательном бульоне», можно задавать физические и механические свойства клеток будущего материала, например, плотность или жесткость.

Iuliia Burmistrova / Alamy

«В некотором смысле эти растущие растительные клетки ведут себя почти как стволовые клетки — исследователи могут давать им подсказки, чтобы сказать им, кем им стать».

Если цель — создать древесину для поддерживающих конструкций в доме, то она будет высокой прочности, а если нужно утеплить помещение, материалу придадут соответствующее свойство.

Идея не только в создании материала, а в выращивании его сразу в виде конкретного трехмерного изделия — стола, стула или любой другой мебели. В природе нельзя вырастить дерево сразу в форме мебели, оно требует долгой обработки, от которой еще и остаются отходы.

Команда использовала 3d-биопринтер, который залил клеточный гель в заданную форму. Далее культуру оставляют три месяца инкубироваться в темноте. Когда материал обезвоживается полностью, процесс закончен. В результате эксперимента для примера получили крошечную фигурку дерева и еще несколько предметов. По словам авторов, даже такой период вдвое меньше времени, нужного для роста дерева.

В новом исследовании удалось продемонстрировать, что такие технологии возможны. Теперь авторы планируют изучить, как еще можно манипулировать развитием клеток, а также как перенести метод на другие виды растений. Цинния все же не дерево — для производства коммерчески важных пород технологию адаптируют к клеткам сосны и других видов.

Авторы подчеркивают: по статистике, каждый год уничтожают 10 миллионов гектаров леса, такие темпы могут привести к полному исчезновению зеленого покрова Земли всего через 100–200 лет.

Исследование опубликовано в журнале Materials Today.