Как лечили людей с раковой опухолью в Древнем Египте? История, рассказанная черепами

До сих пор мы очень мало знаем о помощи пациентам с онкологией в древности

29 мая 2024Обсудить

Изображение создано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Mijourney

Палеопатологи давно интересуются останками древних египтян. Изучая тысячелетние кости, ученым иногда удается узнать о методах лечения, которые практиковали медики задолго до Гиппократа, не говоря уже о более поздних врачевателях. А древние египтяне славятся среди археологов своей изобретательностью и не по эпохе продвинутыми методами лечениями. На этот раз в руках исследователей оказались совсем удивительные артефакты. Один из них был испещрен крошечными порезами. И палеопатологи нашли необычную причину их появления.

Речь про два черепа из коллекции Кембриджского университета. Один принадлежал мужчине в возрасте от 30 до 35 лет и датировался периодом между 2687 и 2345 годами до нашей эры. Второй был женским, египтянка умерла, достигнув пятидесяти лет, а жила она примерно между 663 и 343 годами до нашей эры.

Frontiers in Medicine

Frontiers in Medicine

Как рассказали историки медицины в своем исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Medicine, на мужском черепе они обнаружили внушительного размера новообразование и около 30 небольших и круглых метастазов, разбросанных по черепу. Исследователей такое состояние останков ошеломило. Потому что порезы вокруг этих повреждений, по мнению ученых, были сделаны острым металлическим предметом. Хирурги-онкологи, также принимавшие участие в работе, пришли к выводу, что эти отметины появились в результате хирургического вмешательства — скорее всего, древнеегипетские врачи пытались лечить рак. Или как минимум проводили собственные исследования, связанные с раком.

На женском черепе ученые также обнаружили большое поражение, напоминающее раковую опухоль, которая, вероятно, и привела к разрушению костей. Кроме того, на костях разглядели два заживших очага травматических повреждений. Один из них, по мнению исследователей, был нанесен острым предметом с близкого расстояния. Можно было бы предположить, что эта травма появилась у женщины в результате боевых действий, но если это так, то тогда придется переосмыслить роль женщин в военных конфликтах той эпохи. Поэтому исследователи склонны полагать, что женщина «получила какое-то лечение и в результате выжила».

До финальных выводов еще далеко, потому что клинической истории исследуемых объектов нет и вряд ли ее можно будет раздобыть. Тем не менее ученые говорят, что их работа закладывает «обнадеживающую основу для будущих исследований в области палеоонкологии, но потребуются дополнительные исследования, чтобы понять, как древние общества справлялись с раком».

Пока же мы намного больше знаем об истории медицины в более поздние эпохи, например, во время Отечественной войны 1812 года.