История на свалке: эти вещи закопали в XVI веке из-за подозрения, что владельцы заражены чумой

Люди так боялись заразиться, что выбрасывали статуэтки, посуду, медали и даже серебряные монеты

3 мая 2023
Лигурийская тарелка с изображением дома, две лигурийские тарелки с цветочным декором и чаша, украшенная геральдическим щитом.
Sovrintendenza Capitolina via Antiquity

Иногда археологам приходится рыться на свалках — чего не сделаешь ради науки. Правда, свалки это не самые обычные. Например, группа исследователей из Дании и Италии отправилась на место бывшего Форума Цезаря в Риме. И обнаружила там захоронение медотходов начала XVI века — в те времена Европа переживала одну из опустошительных пандемий чумы.

Во времена Цезаря Форум был местом, где вели общественные дела разной степени важности, а в эпоху Возрождения его стали использовать как больницу. Врачи тогда уже прекрасно знали, что болезни могут быть заразными, поэтому разработали протоколы борьбы с ними, также у них была специальная одежда и инструменты для лечения.

Вот только раньше исследователи не представляли, что делали врачи со всеми этими вещами после процедур. Наиболее вероятной версией было, что они их сжигали или закапывали. Теперь же археологи могут смело говорить о судьбе зараженных инструментов и одежды.

Мелкие предметы со свалки, в том числе терракотовые статуэтки, религиозные медали, четки. На монетах изображены папы: Лев X, отчеканена между 1513 и 1521 годами (бронза); Юлий III, отчеканена между 1550 и 1555 годами (серебро).
Sovrintendenza Capitolina via Antiquity
Археологи нашли на римской свалке в том числе эти горшочки для приготовления пищи с крышками и желтым цветочным декором. Это местное производство второй половины XVI века нашей эры.
Sovrintendenza Capitolina via Antiquity

В журнале Antiquity археологи рассказали, что нашли доказательства того, что раньше было только предположением — свалку рядом с бывшей больницей, где врачи эпохи Возрождения захоранивали или выбрасывали медицинский инвентарь.

По этим осколкам ученые смогли понять, как выглядели колбы для сбора биоматериала во времена Возрождения.
Sovrintendenza Capitolina via Antiquity

Саму свалку обнаружили два года назад, но с каждым новым углублением она открывает все больше подробностей о медицинских практиках прошлого. На этот раз такой находкой стала цистерна.

Археологи обратили внимание: после того, как она заполнилась медицинскими отходами, ее закрыли глиняной крышкой. Сняв ее, исследователи обнаружили, что цистерна наполнена большим количеством бус, баночек, статуэток и даже монет, но больше всего там было стеклянных колб, которые древние врачи использовали для исследования образцов мочи — чтобы выявить симптомы таких заболеваний, как диабет или желтуха.

Кроме того, исследователи обнаружили в цистерне свинцовые хомуты и остатки мебели, сожженной из-за подозрения на заражение чумой. Никакой другой недуг не смог произвести на людей столь глубокое впечатление, как чума, и наука до сих пор открывает новые страницы одной из самых страшных болезней в истории.