Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров

Первые кинотеатры на колесах появились в СССР вскоре после революции, а эпоха расцвета «кинопередвижек» пришлась на 1960-е

2 октября 2023

За сто с лишним лет кинематограф проделал огромный путь: в конце XIX века первые зрители испытывали детский восторг при виде «немых» короткометражек на импровизированных экранах из белой ткани, а сегодняшних кинолюбителей не удивляют даже невероятные спецэффекты, которыми можно насладиться в оборудованных по последнему слову техники залах кинотеатров. А всего несколько десятилетий назад во многих странах кинотеатры были передвижными — так новинки кинопроката сами добирались до зрителя. Особая культура так называемых кинопередвижек сформировалась в СССР.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Механик передвижного кинотеатра готовит технику к сеансу в Узбекской СССР
Источник:
George Rinhart/Corbis via Getty Images

Передвижной кинотеатр в СССР

В Советском Союзе телевидение и радио были доступны не всем, особенно — жителям сельской местности. Кинотеатры строились прежде всего в крупных и средних городах, а жителям глубинки приходилось добираться до них по несколько часов. Проблему доступа населения к «важнейшему из искусств» решали с помощью передвижных кинотеатров.

«Передвижки», как называли их в народе, колесили по маленьким городкам и деревням, пионерским лагерям и рабочим предприятиям. Киномеханик, он же водитель чудо-машины, был там самым желанным гостем и главным аниматором.

Передвижные кинотеатры различались по способу демонстрации картин. Первый тип представлял собой обычный автомобиль или автобус, перевозящий необходимую аппаратуру, пленки с фильмами и белую простыню-экран. Технику привозили на нужное место, выгружали, устанавливали и начинали показывать фильм в подходящем помещении или прямо под открытым небом — зрители собирались со своими стульями. Второй тип кинопередвижки — это кинотеатры на колесах, в которых зрительный зал и экран находились непосредственно внутри транспортного средства.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Кадр из фильма «Мимино» (1978). В тот раз зрители смотрели ленту «Разбитое сердце» — эпизоды, пародирующие индийское кино, были сняты специально для фильма Георгия Данелии
Источник:
Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кинопередвижки стали одним из символов советской эпохи. Образ кинотеатра на колесах встречался в фильмах, например, в «Королеве бензоколонки» и в «Мимино». В последнем «передвижка» вообще была летающей, поскольку герой возил проектор на вертолете, а заодно и синхронно переводил фильмы для жителей горных грузинских сел.

Кино и пропаганда

После революции 1917 года киноискусство стало одним из важнейших инструментов советской пропаганды как в сельской местности, так и на фронтах начинавшейся Гражданской войны. В 1919 году режиссер Борис Светлов и оператор Владимир Лемке сняли фильм «Пролетарград на страже революции», который в форме доклада объяснял малограмотному зрителю, почему красные лучше белых.

Картина не сохранилась до наших дней, но ее название многие восприняли столь серьезно, что предложили в очередной раз переименовать Северную столицу. И хотя Петроград не стал тогда Пролетарградом, был основал «Пролетарградский кинокомитет», занимавшийся развитием передвижных кинотеатров. Первой «передвижкой» организации стал грузовик с тентом.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Одна из первых агитационных кинопередвижек. Снимок начала 1920-х годов
Источник:
pastvu.com

Вопрос транспорта для кинопередвижек тогда стоял весьма остро. Аппаратуру для показа тогда еще короткометражных картин перевозили на санитарных автомобилях, оставшихся от императорской армии, а зачастую — и просто на телегах. Дела пошли в гору к концу 1920-х: несколько грузовиков прошли капитальный ремонт и стали кинотеатрами на колесах.

Технологии передвижного кино

Популярность «передвижек» стремительно росла, их обустройству посвящали целые исследования. Например, инженер Дмитрий Заонегин в конце 1920-х защитил дипломную работу с подробным описанием улучшенной модели кинотеатра на колесах.

Современная видеореконструкция проекта Заонегина

Поначалу кинопередвижки демонстрировали «немое» кино. С приходом в кинематограф звука пришлось создавать портативную аппаратуру, которая позволяла бы показывать новые фильмы. Такие киноустановки разных моделей начали появляться уже в 1930-х годах. Благодаря им миллионы советских граждан смогли увидеть «Путевку в жизнь» (1931) — первый отечественный звуковой фильм.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Передвижная киноустановка «Украина-5», появившаяся в 1970-х, была рассчитана на 16-мм пленку
Источник:
Runner1616, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Создатели киноустановок отдавали предпочтение «узкой» 16-мм пленке, которая отличалась от стандартной 35-мм пленки как размером, так и объемом — копии фильмов на такой пленке занимали меньше места и были легче, что позволяло перевозить больше фильмов и реже менять бобины во время сеансов. Впрочем, звуковые киноустановки для 35-мм пленки появились уже в 1930-е и тоже широко использовались.

Советские кинотеатры в автобусах

Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов первые автобусы, собранные сразу после Великой Отечественной войны, стали приходить в негодность. Их списывали со сложных маршрутов или разбирали на запчасти, а некоторые обретали вторую жизнь в качестве передвижных кинотеатров.

Помимо «зала», в таком кинотеатре нужно было разместить экран, проектор и генератор. Входов в «передвижку» было два: комфортный — для зрителей, и менее удобный — для киномеханика и водителя в одном лице. Чтобы свет не проникал через окна «передвижки», их завешивали плотными шторами или плакатами.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). В нем небольшая кинопередвижка была сделана на базе автомобиля УАЗ-450. В конце фильма ей на смену пришла «передвижка» с проектором для широкого экрана на базе автобуса ПАЗ-652 (на фото)
Источник:
YouTube

Самым распространенным автобусом для создания такой «передвижки» в те времена был автобус ЗИС-155. Переделать его под кинотеатр на колесах фактически мог любой энтузиаст. Так, в 1963 году уфимский водитель Степан Стуколкин, увлеченный киномеханикой, при помощи друзей переоборудовал такой списанный ЗИС под детский кинотеатр.

В салоне автобуса поставили экран и киноаппарат, а также уместили двадцать зрительских мест. Формальным владельцем «передвижки» стал местный кинотеатр, но водителем и киномехаником был сам Стуколкин. Он же придумал название — «Малыш». Репертуар состоял из детских картин и мультфильмов.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Кинопередвижка Стуколкина
Источник:
pastvu.com

Кинематографическое «турне» изобретательного водителя с перерывами продолжалось до начала 1980-х годов. Стуколкин привозил фильмы в школы, парки и пионерские лагеря, а иногда и вовсе просто останавливал автобус в одном из дворов своего города и приглашал юных зрителей на сеанс.

Искусство — в каждый двор: история советских передвижных кинотеатров
Такой передвижной кинотеатр работал на острове Сахалин в 2018 году
Источник:
sakhalin.gov.ru

Закат советских передвижных кинотеатров начался ближе к концу 1970-х с широким распространением домашних телевизоров. В 1980-е и особенно в 1990-е кинопередвижки практически исчезли в связи с появлением бытовых видеомагнитофонов. Сегодня «выездные кинотеатры» иногда работают в городских парках в теплое время и порой еще используются в некоторых малонаселенных регионах.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения