Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Целые поколения вырастают одинокими людьми»: худрук театра имени Моссовета о новой пьесе и возможности искренности в современном мире

В октябре 2021 года на основной сцене Государственного академического театра им. Моссовета состоялась премьера спектакля «Жестокие игры» — первой постановки нового художественного руководителя театра Евгения Марчелли. Корреспондент «Вокруг света» поговорил с режиссером о пьесе, бесплодной жизни горожанина и возможности искренности в современном мире.

«Целые поколения вырастают одинокими людьми»: худрук театра имени Моссовета о новой пьесе и возможности искренности в современном мире
«Жестокие игры»
Источник:
Елена Лапина

Написанная в 1978 году, пьеса «Жестокие игры» Алексея Арбузова приобрела широкую известность в первую очередь благодаря знаменитому спектаклю Марка Захарова в «Ленкоме». После чего в 1980-е была частым гостем на многих сценах страны. Но и сегодня тема поиска молодыми людьми себя и своего места в мире по-прежнему привлекает внимание режиссеров.

Спектакль Театра Моссовета — это разговор об инфантильности современного человека, утратившего способность различать границы между добром и злом, проявлять сочувствие и просто радоваться жизни. Обитающие в агрессивной среде герои жестоки не только по отношению к окружающим, они жестоки и безразличны и по отношению к самим себе. В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Ирина Климова, Александр Яцко, Виталий Кищенко, Лариса Кузнецова, Андрей Межулис, Александр Бобровский, а также Нил Кропалов и другие молодые актеры Театра им. Моссовета.

«Целые поколения вырастают одинокими людьми»: худрук театра имени Моссовета о новой пьесе и возможности искренности в современном мире
Евгений Марчелли
Источник:
Елена Лапина

Почему вы решили поставить первой на большой сцене именно пьесу Алексея Арбузова?

Во-первых, потому что она мне просто нравится. Во-вторых, болевые точки Арбузова совпадают с моим сегодняшним ощущением жизни.

Насколько близка постановка к оригинальному тексту Арбузова?

Абсолютно близка. Все основные сюжетные линии сохранены. Мы чуть-чуть ушли от советских примет времени в некоторое безвременье.

Насколько понятны «Жестокие игры», на ваш взгляд, современному зрителю?

Современный зритель — он очень разный. В зал театра Моссовета приходят 800 человек и смотрят 800 разных спектаклей с разным личным отношением. Я могу сказать, что знаю только одного современного зрителя — самого себя. Мне эта история понятна.

Почему вы сделали героев настолько отчаянно одинокими? Особенно они кажутся такими, когда исполняют All I need is your love tonight.

Мы живем в мегаполисах, огромных скоплениях людей, не замечая друг друга. Целые поколения вырастают одинокими людьми. Не я их сделал такими, а жизнь нас делает такими. Мы отдаляемся друг от друга, причиняем боль, и при всем этом хотим быть любимыми.

В тексте Арбузова сквозит антитеза бессмысленной и бесплодной жизни горожанина и жизни тайги. Как она переродилась в вашем спектакле?

Такая постановка вопроса была, наверное, более актуальна в советское время. Для меня тема город/тайга не является центральной. Вообще, мы с художником спектакля Анастасией Бугаевой минимизировали бытовые детали, чтобы выделить главное: отношения между влюбленными, друзьями детства, родителями и детьми, мужем и женой.

Есть ли в героях искренность?

Что такое искренность и как она выражается? Я знаю только одно: все хотят искренне любить, искренне быть любимыми и быть счастливыми. А как это проявляется, это очень индивидуально.

«Целые поколения вырастают одинокими людьми»: худрук театра имени Моссовета о новой пьесе и возможности искренности в современном мире
Источник:
Елена Лапина

Довольны ли вы спектаклем?

Я доволен процессом его создания и теми отношениями, которые сложились во время работы. По поводу конечного результата — как всегда, получилось то, что получилось. Всегда имеет место быть и сомнение, и неудовлетворенность, и переживания. В общем, это комплексное отношение.

Спектакль во многом кинематографичен, в нем много вспышек, переходов, визуальных экспериментов. Всматриваетесь ли вы в мир кинематографа?

Безусловно. Я вырос, как и все люди моего поколения, на замечательном кино — советском, мировом, итальянском.

Над чем вы работаете сейчас?

«Гамлет». Я никогда не работал с этой пьесой, поэтому мне вдвойне интересно пройти этот путь. Премьера запланирована на 2022 год.


«Целые поколения вырастают одинокими людьми»: худрук театра имени Моссовета о новой пьесе и возможности искренности в современном мире
Источник:
Елена Лапина

Биография
Евгений Марчелли
Художественный руководитель Театра им. Моссовета, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотая маска»

  • В 1981 году окончил актерский факультет Ярославского театрального училища, в 1986-м — режиссерский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина.

  • С 1981 по 1985 год — актер Брянского театра юного зрителя.

  • В 1985 году после постановки дипломного спектакля «Остров» Э. Акопова в Калининградском областном театре юного зрителя «Молодёжный» г. Советска (ныне «Тильзит-театр») назначен режиссером-постановщиком театра, а с 1991-го — художественным руководителем театра.

  • 1998–1999 гг. — главный режиссер Театра драмы Калининграда, после чего опять вернулся в Советск.

  • С 2003 года — главный режиссер «Тильзит-театра».

  • В 1996 и 2000 гг. — режиссер-постановщик в академическом театре имени Евг. Вахтангова в Москве.

  • В 2003–2008 гг. — главный режиссер Омского академического театра драмы.

  • В 2008–2010 гг. — главный режиссер Театра драмы Калининграда.

  • С 2010 г. — режиссер-постановщик, с 2011 по 2019 г. — художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Федора Волкова.

  • С сентября 2020 г. — художественный руководитель театра имени Моссовета.

  • Поставил более 70 спектаклей. Многократный номинант премии «Золотая маска».


Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения