Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Индия, которую мы не знаем: истории застывших во времени жителей священного Вриндавана

Фотограф Ананта Даса родился второй раз и провел полжизни в стране махараджей и заклинателей змей, чтобы показать ее такой, какой не дано увидеть простым путешественникам

Обсудить
Индия, которую мы не знаем: истории застывших во времени жителей священного Вриндавана
Фотограф Ананта Даса (Аркадий Холопенко) с одной из своих работ

Фотограф Аркадий Холопенко впервые попал в Индию в 1988 году и навсегда влюбился в эту страну. Самым главным местом для него стал древний Вриндаван. Здесь он по-настоящему увлекся фотографией и познакомился почти со всеми обитателями города. В Индии фотограф нашел своего гуру и получил от него имя Ананта — бесконечность — так произошло его второе рождение.

Ананта Даса перенимал традиции, практики и привычки индуистов. Он снимал самых разных людей: крестьян, священников, военных, медсестер, родителей с детьми. Работы Даса уникальны, они не являются постановочными, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических снимках.

В последние несколько лет фотограф жил в Москве и на Кипре, лишь изредка навещая ставшую родной Индию. Она стала совсем другой, мир Ананты Даса безвозвратно ушел. Каким же он был?

Пусть рассказывает сам фотограф и его потрясающие работы.

1 из 6

Фотографический дневник без заголовков

«Я начал снимать портреты жителей Вриндавана в 1988 в фотостудии, которая принадлежала моему приятелю и его брату. Они просто позволяли мне снимать их клиентов.

С утра до вечера фотостудия была переполнена людьми. Все мои фотографии были черно-белые, поскольку у меня была старая камера. Нет ничего лучше, чем просто зарядить пленку. А еще при создании фотографий мне очень помог ретушер, который обработал каждую фотографию мягким карандашом, процесс получается коллективным, и я бы даже сказал, что в нем есть некое таинство.

Наверное, фотографий было бы больше, если бы у меня в те годы были бы деньги на покупку фотопленки. Я жил тогда в монастыре, который брал на себя все расходы на мое проживание и питание, сюда не входили траты на мои «фотографические забавы». Тогда я был молод и проводил за работой по 10 часов, возвращаясь домой после полуночи. Я ощущал восторг и чувство радости.

1 из 7

Я считаю эти изображения фотографическим дневником без заголовков и заметок, взглядом изнутри на одно из самых священных и мистических мест Индии — маленькую деревню под названием Вриндаван, которая считается духовным сердцем страны.

Неподготовленному глазу он кажется маленьким провинциальным городком, а на самом деле большой деревней, скрывающейся в тени Агры, места знаменитого Тадж-Махала, известного каждому туристу в мире. Однако настоящая слава Индии заключается скорее в этой неприметной деревне, которая известна каждому индусу в мире».

«Я живу с жителями Вриндавана, дышу одним и тем же воздухом и пылью, принимаю тот же палящий зной, ем с ними одну пищу, перенимаю их традиции, практики и привычки.

Это дает мне уникальную возможность заглянуть внутрь их сердца и души.

Такой взгляд изнутри на простую и красивую жизнь этих людей невозможен для обычного туриста, мчащегося по странам и культурам со своей всегда готовой камерой».

Священный Вриндаван

«Вриндаван — вечный город. Когда я впервые попал сюда, я почувствовал, что это то место, где я хочу провести остаток своей жизни. Подтверждением моим мыслям стали слова одного жителя Вриндавана: «Добро пожаловать домой».

Въезжая в этот крошечный город, я почувствовал восторг буквально ото всего, что видел. Я никогда не встречал такого количества коров на улице, мне кажется, они были кругом, и еще, что сразу поразило меня: удивительная легкость и отсутствие каких-либо беспокойств. Все проплывало передо мной очень быстро, я часто останавливался и пытался фиксировать гораздо больше, чем видели мои глаза. Подобное состояние не покидало меня.

Находясь во Вриндаване, ты перестаешь обращать внимание на время, единственным напоминанием служат, пожалуй, часы, напоминая, что ты находишься еще здесь на земле. Вриндаван — высочайшая духовная обитель на земле. Царство вечно юного и прекрасного Кришны и его возлюбленной Радхарани. Он живет в каждом доме Вриндавана, ему поклоняются в храмах, его имя произносят на улицах вместо привычного «здравствуй», в его честь устраивают веселые праздники, которые длятся месяцами.

1 из 5

Грозные жандармы бормочут молитвы в храмах, наверное, прося у Кришны прощения или повышения по службе, крестьяне в поле, весело управляя громадными волами, во все горло поют песни о разлуке Радхи и проказах прекрасного Кришны. Его рисуют художники, ему шьют одежду местные портные и признаются в любви прекрасные девушки Вриндавана.

Здесь царит особая, ни с чем не сравнимая атмосфера бесконечного праздника. Силой воображения мы можем перенестись в те далекие времена, когда сюда пешком или на паланкинах прибывали паломники со всех уголков Индии, чтобы почтить вечный город и оставить в нем свое сердце навсегда».

Мой мир

«Любая деятельность должна приводить человека к некоей гармонии, и неважно, чем он занят. Когда мне говорят об очередной войне или пугают будущими катастрофами, я всегда вспоминаю о микро-войнах, которые продолжаются от сотворения мира внутри человека.

Надо учиться жить в мире. Победив ложные представления о жизни, человек обретает ясность и, наконец, смысл жизни. Деятельность важна, поскольку каждый из нас поставлен в определенные условия. и это закон жизни. Как неизбежна смерть, так и неизбежно новое рождение. Каждая из моих фотографий — это предметы и люди из того мира, в котором я живу, и я их всех очень люблю и помню о них.

Наверное, каждая фотография, плохая или хорошая, в первую очередь документ. Вообще рассматривание фотографий — очень интересное занятие. Я могу сказать о себе, что моя сознательная жизнь фотографа началась тогда, когда я родился. В какой-то степени каждый из нас становится фотографом, получая это тело и некий аппарат, с помощью которого мы фиксируем реальность, превращая ее в память или в некие впечатления, которые преследуют нас из жизни в жизнь».

3 июля 2021 года Ананта Даса скончался в московской больнице от последствий ковида.

Смерти нет!

Андрей Шелютто, художник, дизайнер, Арт-директор: «Я думаю, что в истории искусства очень мало художников, которые использовали фотографию и видео с такой силой, как Ананта Даса. Он демонстрирует непосредственный, даже жесткий визуальный подход, его брутально прямые, чистые, лишённые обмана образы, без манипуляции, с прекрасным художественным качеством, совершенно уникальны».

Никита Рыбаков, фотограф: «Индия была его Домом и Любовью, без нее, он не мыслил жизни, он дышал ею, и думал только о ней. Но попасть в этот Дом дано не каждому. Мы имеем счастье лишь подглядеть через его фотографии тот скрытый мир, который он успел проявить…»

Алла Мировская, художница, куратор: «Фотографии Ананты Даса как прозрачная, прохладная вода. Мы не были знакомы, но кажется, что человек, который сделал их, был спокоен, внимателен к окружающему и счастлив. Глядя на снимки, невольно подхватываешь это ощущение и идешь с ним дальше как с маленьким или с большим сокровищем. Как уберечь его в трагическом мире? Как получалось это у него? Это секрет Ананты Даса, который он нам оставил, его живой след. Взгляд фотографа отражается в зрителе, производит в нем невидимую, но важную работу, очеловечивая, поддерживая, утешая. Смерти нет!»

С 20 апреля по 10 июля в Галерее классической фотографии пройдет выставка работ Ананта Даса «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов». В экспозицию вошло 50 пейзажей, портретов и жанровых сценок из жизни Индии.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения