Индиана Джонс был прав: зоологи подтвердили знаменитые слова киногероя о маленьких скорпионах

Фраза из фильма оказалась не лишена научного обоснования

26 апреля 2022
Харрисон Форд на съемках фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»
Photo 12 / Alamy

Исследователи из Национального Университета Ирландии проверили и подтвердили слова Индианы Джонса — знаменитого героя приключенческих фильмов и книг. Утверждение, что чем скорпион меньше, тем опаснее, оказалось не киновымыслом, а фактом.

Зоологи проанализировали скорпионов 36 видов и разных размеров. Результаты, опубликованные в журнале Toxins, показывают, что наиболее ядовиты мелкие представители этих членистоногих, тогда как укусы крупных не смертельны. Например, самый маленький бразильский желтый скорпион оказался в сто раз токсичнее своего самого крупного собрата в этом исследовании — каменного скорпиона.

По наблюдениям, мощность яда зависела не только от общего размера животного, но и от величины клешней, которыми они захватывают жертву. Южноафриканский толстохвостый скорпион имеет маленькие передние конечности, но его яд в десять раз мощнее, чем у израильского золотого скорпиона с большими и сильными клешнями.

Ученые объясняют это эволюционным компромиссом: у скорпионов оружием являются и яд, и мощные хвост и клешни. Физически сильные и крупные виды меньше зависят от яда, чтобы поймать и удержать добычу. Основные силы их организм направляет в рост, а яд может вызвать лишь неприятную боль. Мелкие особи могут победить только токсичностью — их энергия была направлена на развитие и усиление ядов.

Поэтому, по словам ученых, Индиана Джонс был прав: укус большого скорпиона — это хорошо, а вот «если ужалит маленький, тогда и поднимай тревогу». После показа фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» афоризм героя Харрисона Форда пошел в народ.

Биологи проверили ее потому, что этому принципу следуют даже медики при лечении пострадавших от скорпионов людей. В ситуации, когда надо оценить опасность, врачи выясняют, крупное или мелкое было членистоногое. Укушенных около миллиона в год, тысячи человек погибают, большинство жертв — дети до пятнадцати лет. Медикам требовалось официальное подтверждение «народной мудрости», чтобы подбирать правильное лечение для спасения жизней.