Грамотность на двойку: ученые рассказали, зачем обществу дислексики

Иногда эти люди бывают незаменимы

29 июня 2022
Грамотность на двойку: ученые рассказали, зачем обществу дислексики
sakkmesterke / Alamy

У нашего мозга ограниченные возможности, поэтому для лучшей адаптации человечество «разделилось» по способностям. Так, некоторые люди получили талант обрабатывать полученную информацию, а другие — изобретать новое. Последним грамотная письменная речь, в общем-то, без надобности, рассуждают в своем новом исследовании ученые из Кембриджского университета.

«Каждый испытывает трудности в тех областях, где сильны другие. К сожалению, дислексию не принято рассматривать под этим углом. Отчасти это происходит из-за негибкости нашей системы образования, а также из-за важности чтения и письма в нашей культуре».

Люди с дислексией практически неспособны показать результат при процедурном обучении, однако это не делает их бесполезными для общества, напротив — часто они более креативны и изобретательны.

Пересмотрев прошлые исследования в области психологии и неврологии, ученые нашли сильные различия в том, как функционирует мозг дислексика и человека, не испытывающего проблем в письме и чтении. В частности, это было выражено в том, как мозг организует работу нейронов и проводящих путей, а также в способностях мыслить широко или детально.

Было доказано, что у дислексиков сильнее дальние нейронные связи, а локальных меньше. Эти же особенности мозга характерны для исследователей и изобретателей.

Так, навыки чтения, письма или игры на фортепиано зависят от процедурной памяти — накопления опыта от выполнения предыдущих действий. Со временем выученные навыки становятся автоматическими, и наш мозг фактически «ходит по кругу», используя одну и ту же информацию.

И наоборот, если человеку трудно достичь автоматизма, например, при дислексии, его сознательное действие не прекращается. Со временем человек также может улучшить навыки, но при этом сохранить способность искать новые решения.

По словам доктора Хелен Тейлор, поскольку эти способы мышления дополняют друг друга, лучше всего они работают в сотрудничестве. Именно команда может достичь результата, который не под силу одному или группе одинаково мыслящих индивидов.

По итогам исследования вместо механического заучивания, чтения и письма ученые предложили развивать в школах «исследовательское обучение» через открытия и творчество.

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.