Гормон беспокойства: как птицы понимают, что пора мигрировать? Объясняет орнитолог

Удачный выбор времени для пернатых — вопрос жизни и смерти

21 апреля 2023
Scanpix

Каждую весну перелетные птицы покидают свои зимние убежища и отправляются в долгий путь, который закончится спариванием, гнездованием и кладкой яиц. Но чтобы все прошло успешно, птицам нужно идеально рассчитать время. Прилетят рано — замерзнут насмерть или умрут от голода. Прилетят слишком поздно — все уже размножатся без них. Так как у перелетных птиц работают внутренние часы?

Как рассказала изданию Scientific American поведенческий эндокринолог из Калифорнийского университета в Дэвисе Мэрилин Раменофски, чтобы правильно все рассчитать, перелетные птицы отслеживают продолжительность светового дня. У живых существ, которые используют специальные фоторецепторы в своем мозгу для обнаружения света, это происходит инстинктивно.

Рецепторы, о которых идет речь, аналогичны тем, что регулируют циркадный ритм человека. Когда они отмечают удлинение дня, то активируют многие системы птичьего организма. Птицы начинают линять, сбрасывать изношенные перья и отращивать новые. Меняются и гормоны. Из-за чего птицы начинают больше есть, прибавляют в весе и наращивают летные мышцы. Полный желудок мускулистых птиц активирует пищеварительный гормон грелин, который заставляет пернатых беспокоиться и подталкивает к бегству.

При этом нюансы, влияющие на миграцию каждого вида (а тем более, сроки миграции каждой отдельной птицы) ученым пока неизвестны — есть множество вариаций от вида к виду и даже внутри вида. Еще большую загадку представляет собой обратный путь. Оказывается, что, когда птицы возвращаются, они уже не чувствительны к изменениям длины дня. И это исследователям еще предстоит узнать. Но по крайней мере, почему одни птицы летают стаями, а другие поодиночке, орнитологи точно знают.