Голос безмолвной пучины: послушайте, как кричит потревоженный скат

Морские недотроги не любят, когда ныряльщики нарушают их покой

27 июля 2022
Mark Conlin / Alamy

Подводный мир не так безмолвен, как кажется. Ихтиологи давно установили, что морские рыбы тоже умеют издавать звуки. В основном вокальными данными блистали костные рыбы, а хрящевых — скатов, акул и химер — считали безголосыми. Но теперь исследователи убедились, что скаты видов Urogymnus granulatus и Pastinachus ater в случае опасности могут издавать резкие клацающие щелчки.

Предки этих хрящевых рыб плавали в морях еще 400 миллионов лет назад. Устроены животные довольно просто — скелет из хрящей, примитивные органы чувств и отсутствие плавательного пузыря. Такая анатомия не мешает скатам комфортно чувствовать себя в океанах, как и положено рыбам в воде, и отличаться большим разнообразием видов.

Голос безмолвной пучины: послушайте, как кричит потревоженный скат

Хотя скаты долгое время представлялись ученым «немыми», аквалангисты иногда обращают внимание, что эти обитатели морей умеют щелкать, если их потревожить.

Недавнее исследование поставило точку в разногласиях: некоторые скаты действительно могут издавать резкие характерные звуки при потенциальной опасности, передает научно-популярный портал Phys.org.

За жителями теплых океанских вод наблюдали в их естественной среде обитания. В ходе исследования было зафиксировано, что в случае приближения аквалангиста скаты начинали тревожиться и издавать характерные клацающие щелчки. Таким образом хрящевые пытались отпугнуть или дезориентировать врага. Причем если человек подплывал ближе, животное замолкало.

Поэтому ихтиологи пришли к выводу, что рыбы, будь они хрящевыми или костными, все же обладают более или менее развитым слухом. Под водой издавать и считывать звуки непросто, поэтому на глубине пользуются ими только в особых случаях.

Еще одна особенность: у скатов нет отверстия, которым можно было бы производить шум. Ученые установили, что скаты могут щелкать с помощью жаберного аппарата.

Если посмотреть видеоотчет ученых со звуком, можно заметить: когда напуганный скат издает звук, область жабр быстро сжимается. В этом процессе, кстати, участвуют и видоизмененные жаберные отверстия позади глаз.

Публикация размещена в журнале Ecology.