Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Герой соцтруда: краткая история советского внедорожника ГАЗ-69

Это автомобиль, выпускавшийся в разных версиях, провел на конвейере долгие 20 лет

1

Прозванный в народе «козликом», в народной памяти ГАЗ-69 прочно укрепился пыльным следом, стелющимся над полевой дорогой в период жатвы, сумрачными и торжественными ноябрьскими военными парадами на Красной площади, досрочными соцобязательствами нефтяников, геологов и врачей районных больниц.

Герой соцтруда: краткая история советского внедорожника ГАЗ-69
Источник:

Zeferli / Getty Images

Долгий путь на конвейер

Рождался автомобиль мучительно долго — еще в марте 1949 года в испытательный пробег отправился практически готовый его образец, а начала конвейерного производства пришлось ждать до августа 1953-го, в то время как его предшественники — первые отечественные вездеходы подобного типа ГАЗ-64 и ГАЗ-67 — запускались в серию буквально за месяцы. Время, правда, было военное…

Герой соцтруда: краткая история советского внедорожника ГАЗ-69

Экспериментальные машины (так называемых серий Э) отличались от серийных облицовкой, на которой можно прочитать надпись «Труженик». Конструкция машины в процессе доработки также пережила немало усовершенствований

Источник:

журнал «Вокруг света»

Впрочем, и разница между этими машинами велика. Предшественникам и не снились металлические двери, отопитель салона, стеклоочистители с электроприводом, синхронизированная коробка передач. Оставаясь армейским вездеходом, ГАЗ-69 приближался по показа- телям комфортности к легковым моделям тех лет. К тому же он использовал 55-сильный двигатель и рулевое управление от «Победы», а также коробку передач от «ЗИМа».

Герой соцтруда: краткая история советского внедорожника ГАЗ-69

Войсковые испытания прототипа вездехода «с полной выкладкой». Кстати, армейское обозначение «Труженика» — АТКЛ (артиллерийский тягач, колесный, легкий)

Источник:

журнал «Вокруг света»

Выпускать ГАЗ-69 планировалось с тремя вариантами кузова: 4-дверным пассажирским 5-местным, 3-дверным грузопассажирским 8-местным и 3-дверным цельнометаллическим типа «фургон». Горьковский автозавод освоил только два из них, однако смежные предприятия выпускали многочисленные модификации машины — амфибию, милицейский «воронок», самоходный противотанковый ракетный комплекс и другие.

Достойный конкурент

Начиная с 1955 года производство вездехода было передано на Ульяновский автозавод — сначала там собирали автомобиль из машинокомплектов, а в 1956-м запустили свой конвейер.

Герой соцтруда: краткая история советского внедорожника ГАЗ-69

Амфибия ГАЗ-46, построенная по образцу Ford GP-A времен войны, находилась на вооружении Советской Армии

Источник:

журнал «Вокруг света»

В этом же году ГАЗ-69 появился в каталоге «Автоэкспорта» — неожиданно для себя Land Rover, Toyota и Kaiser-Jeep обрели серьезного конкурента. Машина значительно превосходила большинство зарубежных образцов по проходимости, но главным ее достоинством было то, что она нередко поставлялась в «пакете» братской помощи развивающимся странам в счет их государственного долга. Например, ГАЗ-69 очень полюбился кубинскому лидеру Фиделю Кастро.

Всего ГАЗ-69 отгружали в 56 стран. Насколько известным этот вездеход был в других странах, можно судить по рекламе внедорожника Land Rover Discovегу середины 90-х годов, где он красуется на фоне ржавого ГАЗ-69. Времена меняются…

+1

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2003, частично обновлен в июне 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения