Первое транспортное средство, напоминающее современный велосипед, появилось в 1817 году. У него не было педалей — для приведения колес в движение водителю нужно было отталкиваться ногами от земли, максимальная скорость при этом составляла не более 10 км/ч.

И пусть первые «велосипеды» стали весьма сомнительным изобретением, они подтолкнули инженеров со всего мира к созданию действительного полезного и удобного средства передвижения. За всю историю велосипедов было придумано немало странных экземпляров, они продолжают появляться и по сей день, хотя, казалось бы, зачем современному человеку «изобретать велосипед» заново?

Самые необычные велосипеды — в галерее «Вокруг света».

1/16

Пенни-фартинг — один из ранних типов велосипеда, характеризующийся очень большим передним и маленьким задним колесом, который получил распространение в 1880-х годах. Название велосипеда происходит от внешнего вида британских монет пенни и фартинга, поскольку одна из них (пенни) намного больше другой (фартинга). Пенни-фартинги были первыми подобными транспортными средствами, которые стали называть словом «велосипед»

Фото:
Getty Images

Колесо раздора: как придумывали велосипед

Прототип велосипеда был деревянным и без педалей. Изобрел его в XIX веке немецкий барон Карл фон Дрез.

Педали прикрутили в 1860-х годах француз Пьер Мишо и его сын Эрнест. Однако шотландцы Макмиллан и Далзелл утверждали, что создали их на 20 лет раньше. Пока они спорили, француз Лальман в 1866-м запатентовал свой велосипед с педалями. Ездить на всех этих механизмах было одинаково непросто — на один оборот педалей приходился лишь один оборот колес. К тому же на жестких колесах ездока трясло — англичане даже прозвали велосипед с металлическими колесами «костотрясом».

В 1869 году француз Мейе сделал велосипед, у которого, как и у модели Мишо, скорость давало большое переднее колесо с педалями и сиденьем. Именно этот велосипед англичане назвали «пенни-фартинг». Эта модель оказалась неудобной — наездники часто перелетали через руль. Тогда седло переместили ниже — механизм стал менее опасным, но, чтобы крутить педали, приходилось тратить больше сил.

Устранил недостаток англичанин Лоусон, в 1876 году добавивший на заднее колесо цепную передачу. Но на него не обратили внимания. Зато все заметили Rover — аналогичную модель Джона Кемпа Старли. Она стала первым велосипедом современного типа.

РЕКОРДЫ
Реактивная скорость

Изначально велосипед воспринимался лишь как развлечение для аристократов. То, что он способен обогнать лошадь, казалось невероятным. Однако со временем отношение изменилось.

В 1985 году англичанин Джон Говард разогнался на велосипеде на прямой дороге до 245,08 км/ч. Правда, развить такую скорость ему помог авто мобиль: сначала Говард шел на буксире, затем отцепился от машины и продолжал ехать в создаваемом ею воздушном мешке.

Рекорд Говарда продержался 10 лет. В 1995-м его побил голландец Фред Ромпелберг, развивший тем же способом скорость 268,831 км/ч.

Ромпелберг удерживал свой рекорд до 2019 года, когда его достижение превзошел британец Нил Кэмпбелл. Ему удалось разогнаться на велосипеде до 280,571 км/ч.

Материал впервые опубликован в июне 2021, частично обновлен в июне 2022