Самая дорогая специя в мире оказалась родом из 18 века до нашей эры

Ученые объединили древнее искусство и современную генетику, чтобы выяснить происхождение шафрана

9 марта 2022
Picture Partners / Alamy

Немецкие исследователи использовали необычный подход, чтобы узнать, где и когда впервые был одомашнен шафран. Именно из него получают самую дорогую специю в мире, используют в парфюмерии и в качестве желтого красителя.

Ученые с помощь генетического анализа нашли ближайшего дикого родственника этого вида на островах Греции, а «собрать паззл» до конца им помогли произведения древнего искусства.

Несмотря на большой спрос, шафран и в наши дни выращивается традиционным, очень трудоемким способом. Это связано с генетическими особенностями. В отличие от своих диких собратьев, одомашненный крокус размножается вегетативно: только с помощью человека, путем деления его подземных клубнелуковиц.

Для получения одного килограмма специи требуется более 15 тысяч цветов и около 400 человеко-часов для их сбора. Поэтому стоимость его варьируется от 1300 до 10 тысяч долларов за килограмм.

Сбор шафрана в Индии

Происхождение одомашненного шафрана оказалось трудно определить генетически. Он очень отличается от современных диких видов, а древних примеров крокусов для исследования не сохранилось.

Поэтому биологи обратились к древним произведениям искусства, на которых есть похожие растения. Самыми старыми изображениями оказались фрески «Сборщики шафрана» и «Адоранты» с острова Санторини — артефакты Минойской цивилизации датируются примерно 1600 годом до нашей эры. На них можно увидеть цветы с темно-красными рыльцами и фиолетовыми лепестками.

Самая дорогая специя в мире оказалась родом из 18 века до нашей эры
Минойская фреска «Синий мальчик» («Собиратель шафрана») из Кносского дворца, 1600–1300 гг. до н.э. Археологический музей Ираклиона.
funkyfood London - Paul Williams / Alamy

Такие же растения есть на керамике и тканях из Эллады бронзового века. Египетская идеограмма той же эпохи повествует о том, как послы с Крита привезли в дар полотна, окрашенные шафраном.

Эти данные сравнили с более ранними генетическими исследованиями. Только в Греции и на Крите был найден вид крокусов, который можно назвать ближайшим родственником шафрана. От него, по мнению ученых, естественным образом произошел одомашненный вид.

Греки в XVIII веке до нашей эры (или еще раньше) сохранили его и культивировали из-за превосходных качеств. Авторы исследования утверждают, что все шафрановые крокусы в мире сегодня являются клонами этого вида из Древней Эллады.

Ученые уже несколько десятилетий хотят сделать производство шафрана легче и дешевле. Установка генетического и географического происхождения может помочь в селекции. В планах агрономов вывести вид, который сможет размножаться и в дикой природе, и самостоятельно.