Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эффект бабочки: представляем апрельский номер «Вокруг света»

Что роднит эксцентричного миллионера Ротшильда с советским инженером

24 марта 2023
Эффект бабочки: представляем апрельский номер «Вокруг света»
Источник:
Natural History Museum Library

Cамая большая в мире коллекция бабочек принадлежала Лайонелу Уолтеру Ротшильду, наследнику знаменитой династии банкиров. Коллекция насчитывала более двух миллионов экземпляров. Второй барон Ротшильд с детства увлекался коллекционированием насекомых и вообще зоологией.

В возрасте восьми лет он даже учредил собственный зоологический музей, благо состояние семейных финансов вполне это позволяло. Получив научное образование в Кембридже, Лайонел Ротшильд с огромной неохотой занялся банковским бизнесом, однако свободное время уделял любимому увлечению.

Слабое здоровье не позволяло двухметровому застенчивому заике участвовать в дальних экспедициях (хотя постранствовать по глухим уголкам Африки ему все же удалось), однако благодаря его энтузиазму и финансовой помощи многим исследователям удалось побывать в дальних частях мира и привезти оттуда ценные экземпляры для коллекции.

Лайонел Ротшильд иногда позволял себе эксцентричное поведение — вроде появления на лондонских улицах в экипаже, запряженном четверкой зебр, — однако при этом был серьезным политиком и избирался в британский парламент от либералов. Именно ему как лидеру британских сионистов была адресована знаменитая «декларация Бальфура» — обещание британского правительства создать в Палестине еврейское государство.

Ротшильд прожил 69 лет, не был женат и не имел законных детей. Его огромная коллекция перешла к лондонскому Музею естествознания.

К моменту смерти Ротшильда (в 1937 году) тридцатитрехлетний Анатолий Васильевич Цветаев работал инженером на фабрике учебных пособий, где выпускались, среди прочего, и учебные коллекции насекомых. Каждое утро маленький щуплый человек с вечно облупившимся носом ездил на работу в Сокольники из подмосковной Перловки, где вместе со своей семьей и коллекцией бабочек обитал на первом этаже ветхого деревянного дома.

Работа на фабрике была мила Цветаеву тем, что предполагала ежегодные энтомологические экспедиции, где он имел возможность пополнять и собственную коллекцию. Цветаев не получил зоологического образования, что не помешало ему завоевать репутацию самого авторитетного коллекционера страны.

В его коллекции было более 80 тысяч экземпляров чешуекрылых. За пару лет до смерти инженера Цветаева переселили из ветхого дома в маленькую квартирку в той же Перловке (сейчас это город Мытищи).

Вместе с семьей Цветаевых переехала и коллекция бабочек. После смерти Анатолия Васильевича коллекция, согласно завещанию, отошла Зоологическому музею МГУ. Семье были компенсированы расходы на коробки и энтомологические булавки.

Выискивать что-то поучительное в судьбах разных людей — занятие столь же неблагодарное, как поиск закономерностей в узорах на крыльях бабочек. Если угодно, смысл этих узоров в том, чтобы нас удивлять и восхищать. Нет таких обстоятельств жизни, которые помешали бы удивляться этой красоте. Поэтому наш апрельский номер посвящен чешуекрылым.

От имени редакции «Вокруг света»
главный редактор Алексей Алексенко

Свои письма присылайте по адресу: vokrugsveta@sholding.ru

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения