Древности под ногами: посмотрите на базальтовую львицу, которую нашли студенты в Израиле

Изображение создали во времена Нового завета

7 марта 2023
Mordechai Aviam via Haaretz.com

Аспиранты, изучающие дисциплину «Земли Израиля» в колледже Кинерет, на экскурсии по древним еврейским деревням наткнулись на кусок базальта с рисунком. Это оказалась часть изображения львицы, кормящей львят — находке около двух тысяч лет. Профессор, проводивший экскурсию, сначала не поверил своим студентам, отметив, что они не археологи, чтобы делать такие открытия.

Ученые, однако, согласны, что Израиль настолько богат археологическими артефактами и древностями, что иногда их можно обнаружить буквально под ногами. Но случай со студентами все равно называют редким достижением.

По словам профессора колледжа Кинерет на Галилейском море Мордехая Авиама, это была трехдневная поездка по северу Израиля. Экскурсионная группа посетила множество деревень, осматривая руины и изучая характерные особенности именно еврейских поселений тех времен. Наряду с ними уже существовали христианские, где были похожие дома, но очень многое отличалось, в том числе символика.

Найденная в 2017 году другая статуя львицы.
Mordechai Aviam via Haaretz.com

В Эйн-Нашут на Голанских высотах профессор отправил студентов собирать информацию на местности, записывая и фотографируя объекты для дальнейшего обсуждения. Как правило, это ранее найденные артефакты. Но один из учеников вернулся с фотографией «чего-то, похожего на вырезанное животное».

Мордехай Авиам

«Мое сердце остановилось, я не мог поверить своим глазам! Они не помнили точно, где видели каменную львицу, и им пришлось искать ее снова. К счастью для потомков, ее нашли через несколько минут. Она лежала у подножия холма под синагогой».

Львица была изображена кормящей львят, на куске базальта — эта вулканическая порода часто использовалась для такого искусства на севере Израиля (Голанские высоты имеют вулканическое происхождение, но сейчас все вулканы там потухшие). Артефакт сильно поврежден из-за воздействия стихии, значительной части не хватает, но идентифицировать львов и сюжет можно безошибочно.

Удачливые студенты сообщили о находке в Управление древностей Израиля и, чтобы артефакт не был похищен, перенесли его в другое место, хотя кусок камня весит около 28 кг.

Ученые подчеркивают, что подобные статуи или изображения на камне львов — не редкость, но это символика еврейской истории, в ранних христианских деревнях таких находок не делали. Львы занимали такое же почетное место в древнееврейском искусстве, как орел в позднем византийском и римском.