Фото №1 - Древние ритуалы инициации, японская ксилография и работы Уильяма Морриса: истоки «билибинского» стиля
«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги». Иллюстрация к русской народной сказке. Иван Билибин. 1899 г.
Фото
Getty Images

Зимой 1899 года в Санкт-Петербурге открылась выставка Виктора Васнецова, тогда уже признанного мастера живописи на сюжеты русских сказок и былин. Среди экспонатов было эпическое полотно «Богатыри». Билибин был потрясен. «Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа», — вспоминал он. Через полгода Билибину впервые довелось попасть в настоящую российскую глушь — в деревню Егны. Первозданная природа, крестьянский быт, бесхитростные рассказы из найденного в сельской читальне сборника «Родная старина» — все казалось художнику возвращением к каким-то давно потерянным истокам. Здесь он сделал множество этюдов в том стиле, который позже станут называть «билибинским», выполнил иллюстрации к сказкам: «Об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка», «Перо Финиста Ясного Сокола», «Василиса Прекрасная». Тонкие книжицы сказок с этими рисунками опубликовала Экспедиция заготовления государственных бумаг, располагавшая одной из лучших типографий страны. Читатели были в восторге.

Так Билибин оказался одним из основоположников искусства книги в России. Его иллюстрации, буквицы, виньетки объединяли изобразительное начало с декоративным в духе всей эпохи модерна, упорядочивали пространство книги, сочетались со шрифтами. Искусствовед Татьяна Верижникова отмечает, что на Билибина в этом смысле повлиял лидер британского движения искусств и ремесел Уильям Моррис, который с начала 1890-х продвигал концепцию «красивой книги» и основал для этого издательство Kelmscott Press. Считываются в работе и визуальные приемы японской ксилографии (подражания которой не избежали многие художники эпохи модерна).

ХУДОЖНИК
Иван Билибин

Фото №9 - Древние ритуалы инициации, японская ксилография и работы Уильяма Морриса: истоки «билибинского» стиля

1876 — родился в селе Тарховка под Санкт-Петербургом в семье военно-морского врача.
1895–1898 — посещал рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств.
1896–1900 — учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
1902–1904 — совершил несколько экспедиций на Север для этнографического отдела Русского музея.
1904–1907 — работал над серией иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина.
1920–1925 — эмигрировал из-за революции и Гражданской войны в Египет. В 1925-м переехал в Париж.
1936 — вернулся на родину, получив разрешение от советского правительства. Преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств.
1942 — умер от истощения и воспаления легких в Ленинграде в блокаду. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2021