Для тех, кто боится уколов: придуман способ вводить вакцину под кожу без шприца

Миллионы трипанофобов выдохнут с облегчением

18 мая 2023
Для тех, кто боится уколов: придуман способ вводить вакцину под кожу без шприца
Legion Media

Ученые давно ломают голову над тем, как упростить способ введения вакцины. И не только из-за того, что некоторые боятся уколов. У инъекций есть определенные риски, о которых расскажет любой врач: занесение инфекции, травмирование сосудов. Но самое главное — безыгольный метод, утверждают исследователи, «поможет снизить смертность от гриппа пожилых и людей, страдающих от иммунных заболеваний». Поэтому уколам то и дело ищут альтернативу. Но к ней есть, как минимум, три требования: она должна быть безопасной, безболезненной, а главное — эффективной.

В поисках альтернативной вакцинации ученые из Саратовского государственного университета им. Николая Чернышевского вместе с коллегами из НИИ гриппа им. Анатолия Смородинцева предположили, что вакцину можно втирать в кожу. В исследовании, опубликованном в издании Journal of Materials Chemistry, ученые рассказали, как проверяли такой способ. Экспериментировали, как водится, на мышах.

Сначала ученые поместили вакцину от гриппа в крошечный носитель-матрицу из карбоната кальция и нанесли ее на кожу мышам. Почему именно карбонат кальция? Потому что это биологически безопасное соединение входит в состав костей, и организм его не отторгает. «Втирать» вакцину стали, конечно, не руками, а с помощью ультразвука. В результате матрица прошла в более глубокие слои кожи, обошла препятствия в виде рогового слоя кожи и добралась до необходимых клеток через волосяные фолликулы.

Сравнив эффект классической вакцинации с чрескожной, исследователи установили:

• при обычном введении препарата у мышей преобладали IgG1-антитела, которые отвечают за гуморальный иммунитет (защита, собственно, за счет антител) и сохраняются, как правило, в течение нескольких месяцев;

• при чрескожной вакцинации у мышей было больше IgG2-антител, отвечающих за клеточный иммунитет (за счет работы специальных иммунных клеток) и способствующих более долгой защите.

Кроме того, оказалось, что введение вакцины в матрицах дает втрое больше антител IgG2, чем обычный раствор, введенный тем же самым чрескожным способом. По другим показателям эффективности новый метод не уступал традиционному.

В ближайшее время ученые намерены оценить дозировки, которые потребуются для формирования нужного иммунного ответа, проверить защитные свойства безыгольной вакцины при заражении вирусом гриппа, а после начнут выяснять, с какими еще типами вакцин можно работать с помощью нового метода. Кто знает, может дело дойдет и до 10 тысяч новых вирусов, которыми грозит нам изменение климата.