Стимпанк или паропанк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк»), — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое механизмами на паровой энергии.
Впервые данное направление возникло в 80-х годах прошлого века как литературное течение альтернативное киберпанку. Со временем оно стало самостоятельным стилем искусства и породило целую субкультуру.
Разумеется, благодаря знаменитым кинокартинам, таким как «Назад в будущее 3» и «Дикий-дикий запад», а также книжным произведениям Филипа Рива «Хроники хищных городов» жанр стал популярным и среди отечественной аудитории. Сегодня мы поговорим как раз про отечественный стимпанк.
И раз мы затронули кинематограф, то начнем с первого российского стимпанк фильма 2015 года под названием «Корсет» от режиссера и продюсера Ольги Твайлайт, роль в котором исполнил небезызвестный Вадим Демчог (Френки Шоу). Слоган: «Не пускай свою душу в дьявольскую мастерскую». Картина повествует о Мастере Фердинанде — одержимый гений, который создает особенные изобретения для порочных светских дам города Твайбург, таким образом воплощая в жизнь свой темный замысел.
Несмотря на то, что это только короткометражный фильм, он был удостоен большого количества наград:
2020 — Чартова дюжина, победитель в номинации клип «Лиловый корсет» группы Пикник (музыкальный спин-офф фильма «Корсет»)
2020 — 11th Independent International INTERNET SHORT FILMS FESTIVAL, главный приз, фильм «Корсет»
2017 — ВРЕМЯ КИНО, Казань, к/т МИР показ фильма
2017 — SILWERSTEAM, Eskilstuna, Sweden
2017 — Comic-Con International Independent Film Festival, San Diego, конкурсная программа, фильм КОРСЕТ
2016 — CRAFT FILM FESTIVAL, фильм «Корсет»
2016 — КРАЙ СВЕТА, программа «Сахалинский след», фильм «Корсет»
2016 — КОРОЧЕ, программа «Делай Короче», фильм «Корсет»
2016 — КИНОТАВР, рынок кинопроектов, «Твайбург»
2016 — MISCON, Монтана, конкурсная программа, фильм «Корсет»
2016 — COURT METRAGE Short Film Corner Cannes, фильм «Корсет»
Стимпанк твёрдо укрепил свои позиции и в игровой индустрии с выходом знаменитой «Syberia» в 2002 году от Бенуа Сокаля, которую на просторах СНГ, как не парадоксально, с теплом называют «Сибирью».
А в грядущем отечественном проекте от российской студии Mundfish «Atomic Heart» легко уловить нотки проекта Bioshock 3 с его запоминающимися автоматонами, которые также относятся к жанру стимпанк. Долгожданный 3D шутер должен порадовать нас уже в декабре этого года.
По мнению редактора «Мира фантастики» Бориса Невского, «в наше безумное время плавный XIX век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством „золотая эпоха“, и потому увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма».
Так стимпанк культуру можно назвать ответом на некоторые актуальные социальные проблемы, в частности продукты современной промышленности, которые могут казаться непривлекательными из-за своей одноразовости, и не предполагают ремонта.
Сторонники стимпанка отвергают запланированное устаревание и «верят в возможность построения лучшего будущего через переработку прошлого», оптимистично настроены по поводу человеческого потенциала. Многие поклонники этой культуры любят посещать блошиные рынки и антикварные магазины с целью найти интересные предметы старины для самостоятельного переделывания.
И такие энтузиасты организуют целые выставки и фестивали. К примеру, 7—10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России».
А 25 июля 2015 года в парке Александрия Петергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов викторианского стиля.
Кстати, в рамках именно этого фестиваля был показан вышеупомянутый «Корсет» в год своего выпуска. В 2016 и 2017 годах под Смоленском проводился фестиваль стимпанк культуры «Паноптикум».
Другие яркие поклонники жанра организуются в небольшие сообщества и создают свои тематические декорации в рамках фестивалей популярной культуры.
Участники фестиваля «Старкон» 2018 года — Паровой цирк Мадам Стимпаники заслуженно взяли приз в номинации «Самый атмосферный косплей».
Отвечая на вопрос редакции: «Для чего по-вашему люди этим занимаются?» ребята привели следующий комментарий:
— Чтобы найти таких же безбашенных ребят, с горящими глазами, как и ты сам! Думаю, что командная работа очень сближает. Наша команда сдружилась за время работы над стендами.
Во время сборки стенда участники учатся делать множество полезных вещей, теперь для большинства девушек из команды повесить полку — вообще не проблема.
Кстати, о Старконе, специально в рамках фестиваля «Старкон: Хэллоуин» в Петербурге будет показан спектакль по мотивам уже упомянутого фильма «Корсет». Постановка называется «Хроники Твинсити» и в ней принимают участие молодые люди из неблагополучных семей и дети сироты в рамках циркового косплей проекта «Цирк Le Domas». Руководители проекта также принимали непосредственное участие в съемках этой картины в качестве цирковых артистов.
Название проекта «Цирк Le Domas» происходит от французского слова «Dome», что в переводе означает купол, латышского «Domas», в переводе «мышление», а также от русского слова «Дом», в общем смысле «Дом под куполом» и «Цирк со смыслом».
Особенностями постановок проекта является воссоздание атмосферы фильмов, в стилистике которых ставятся спектакли. А также глубокая сюжетная проработка.
Окунуться в атмосферу стимпанк вселенной можно будет уже 29-30 октября в рамках фестиваля Старкон.