Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Некоторым артефактам более 350 лет, что же они означают? Рассказываем о самых примечательных вместе с историком Виталием Калашниковым

4 декабря 2023

Кирпичные клейма

Это тот случай, когда за несколькими буквами скрывается и судьба, и история. Сразу оговорюсь, речь пойдет не о самих кирпичах, их разновидностях, местах и способах создания, а именно о клеймах. Своеобразных авторских знаках, или, если хотите, логотипах производителей, которые те ставили на свое изделие.

В Москве их сегодня известно великое множество, и все их здесь перечислять нет никакого смысла. Хочется лишь обратить внимание на эти артефакты, отметить некоторые характерные нюансы и самых интересных представителей этой прослойки городских деталей.

Прежде хочу развеять заблуждение о том, что якобы старые русские города строились исключительно из дерева. Действительно, это был самый распространенный материал, но не единственный. Вспомните белокаменные храмы, сохранившиеся на территории Северо-Восточной Руси с домонгольских времен. Кроме того, из Византии мы позаимствовали плинфу. По внешнему виду она напоминает современный кирпич, но часто гораздо тоньше и более вытянутой прямоугольной формы.

Что же касается Москвы, то первые сведения о кирпичных зданиях тут относятся к XV веку. Но настоящий прорыв в этом деле устроили итальянские архитекторы. Именно они, развернувшие грандиозное строительство Кремля и соборов на его территории, сделали новый материал престижным и заслуживающим доверия. Конечно: раз сам князь свою резиденцию из кирпича возводит, значит, и остальным тоже стоит к нему приглядеться.

А что же клейма? На московских улицах можно встретить такие артефакты с довольно почтенным возрастом, например в 350 лет.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Кирпичное клеймо на доме Ярошенко

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?
Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

За ними отправляйтесь на Хитровку. Там вдоль площади тянется доходный дом Ярошенко, который в своей основе имеет палаты XVII века, принадлежавшие когда-то стольнику Бутурлину. Во время реставрации здания здесь были раскрыты и оконные наличники той эпохи, и фрагменты изразцов, и кирпичные клейма в виде двуглавых орлов.

Это важный символ. Когда-то двуглавый орел приехал к нам с невестой Ивана III Софией Палеолог, он значился на ее родовом гербе и в итоге стал частью государственной символики. А если учесть, что большую часть кирпичей в XVII столетии производили в основном казенные заводы, то наличие двуглавого орла на изделиях вполне объяснимо.

Кстати, примерно в то же время появляются кирпичи с изображением единорога. Это мифическое существо значилось на печати Приказа большого дворца, в который входил Приказ каменных дел, курировавший разные сферы строительства. Вот только этого зверя на кирпичах московских фасадов той эпохи пока никто не видел. Такие кирпичи имеются лишь в музейных коллекциях.

В течение всего XVIII века кирпичные клейма эволюционировали: от анималистичных изображений они трансформировались в одиночные буквы, например «П» или «Н», а затем в инициалы и даже в целые фамилии.

Например, на городских зданиях XIX века часто можно встретить клеймо «БАИ». Его история уходит все в тот же XVII век. Тогда по распоряжению патриарха Филарета в районе Воробьевых гор было устроено кирпичное производство. Оно располагалось в удобном месте, там, где речка Сетунь впадает в Москву-реку. Как раз на основе этих фабрик в начале XIX столетия и создал свою купец Байдаков. Бизнес успешно существовал вплоть до революции, и все это время байдаковский кирпич неизменно маркировался клеймом «БАИ» в лаконичной рамочке.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клеймо «БАИ»

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Нужно отметить, что вплоть до середины позапрошлого века почти все клейма ставились на самой маленькой стороне кирпича — тычковой. И этому есть вполне разумное объяснение. Дело в том, что оттиск наносился на стадии сушки бруска. А сушили кирпичи просто — выставив их в ряд.

Теперь представьте: вам надо высушить сразу несколько тысяч изделий. Как вы их будете расставлять? Правильно: на тычковую сторону, потому что она занимает самую маленькую площадь. Вот так и получалось: на одной тычковой поверхности кирпич стоит, а на другую, еще мягкую, наносится клеймо.

Кстати, далеко не все клейма можно идентифицировать со стопроцентной вероятностью. Даже если они пропечатаны максимально четко. До сих пор не совсем понятно, кто же был производителем материала, из которого возводили пристройку к особняку Голицыных в Кривоколенном переулке. Там на кирпичах в большом количестве можно обнаружить две буквы «БФ». Есть лишь версия, что заказывали кирпич не у кого-то из местных производителей, а везли из-под Киева, с фабрики барона Фиркса.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клеймо «БФ»

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Вообще, когда производителей кирпича в Российской империи стало много, в 1847 году специальным указом попытались унифицировать процесс нанесения клейм. С этого момента предписывалось маркировать особым фабричным знаком абсолютно каждое изделие.

Однако спустя десять лет правила смягчили. Но оставлять своеобразные кирпичные визитки стало правилом хорошего тона и персональной ответственностью владельца производства за свой продукт. Вероятно, поэтому примерно в то же время многие промышленники уходят от аббревиатур и штампуют на кирпичах свои фамилии.

К примеру, так сделал Иван Павлович Воронин, производивший кирпич в районе современных Мытищ. Из этого материала в свое время в Москве было возведено несколько храмов, комплекс жилых домов Соляного двора на Ивановской горке, здания Рязанского трамвайного парка, Старо-Екатерининская больница и даже некоторые цеха современного Винзавода. На кладке всех этих зданий можно найти штемпель «И. П. Воронинъ».

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клеймо промышленника Воронина

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Кстати, этот промышленник, связавший свою жизнь с ближайшим Подмосковьем, удостоился того, что уже в наше время его фамилией назвали одну из улиц в Мытищах. Если бы так происходило с каждым кирпичным магнатом дореволюционной Москвы, то из таких улиц мог бы образоваться целый город. Кропоткины, Миловановы, Шерупенковы, Герасимовы, Юдины. Но, наверное, чаще остальных на московских зданиях можно повстречать фамилию Челноковых. О них стоит рассказать отдельно.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клеймо промышленника Воронина

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Это целая кирпичная династия, которая достигла своего расцвета при Михаиле Васильевиче Челнокове. От отца он получил завод в Мытищах. Да, снова эта местность. На самом деле все просто: здесь большие залежи качественной глины, без которой кирпич просто не сделать.

А чтобы готовый продукт было удобнее доставлять в Москву, Челноков на собственные деньги проложил железнодорожную ветку от ворот своей фабрики до ближайшей станции «Мытищи». Правда, в отличие от его коллеги Воронина, фамилия Михаила Васильевича в местной топонимике сегодня не значится, хотя когда-то здесь был целый Челноковский парк с дачным домиком самого промышленника.

Клеймо «Челноковъ»

Клеймо «Челноковъ»

Клеймо «Челноковъ»

1 из 3

Клеймо «Челноковъ»

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Зато в Москве челноковского кирпича со штемпелями предостаточно. Один из самых ярких принадлежит даже не продукции Михаила Васильевича, а еще его отца. Находится он на доме 17 по Гончарной улице, со стороны 2-го Котельнического переулка. Тут во время реставрации здания один из клейменых кирпичей с надписью «В. Челноков» очистили, чтобы буквы читались особенно четко, и не стали закрывать штукатуркой. Вот так и получилось, что кирпичик оказался несколько утоплен относительно общей поверхности здания и получился будто бы в рамке, как отдельный экспонат.

Но вернемся к Михаилу Челнокову. Помимо ведения семейного бизнеса, он сделал хорошую политическую карьеру, участвовал во 2-й, 3-й и 4-й Государственных Думах, а с 1914 года был московским городским головой. Неудивительно, что добрая половина города того времени выстроена именно из его кирпича. Это и комплекс Голутвинской мануфактуры на Якиманской набережной, и часть политехнического музея, и пожарная каланча в Сокольниках.

Много кирпича с клеймом «Челноковъ» на здании Константинопольского патриаршего подворья в Крапивинском переулке. Правда, по большей части такие кирпичи строители уложили тут вверх ногами, потому и купеческая фамилия на штампе перевернута. Но здесь есть еще кое-что интересное.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клейма «Бр. Ж» и «Челноковъ»

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

В архитектуре подворья использовали два разных вида кирпичного материала. Вместе с классическим красным можно увидеть белый. Он тоже с клеймами, но уже не Челнокова, а другого предприятия. На светлой поверхности можно разглядеть рамочки, в которых проштамповано «Бр. Ж». Этот огнеупорный кирпич на своем заводе в селе Кудиново делали братья Жоховы.

После революции новая власть все частные кирпичные заводы национализирует. Многие из них вошли в трест «Моссиликат», под брендом которого продолжали производить строительный материал. Раннесоветские кирпичи по инерции продолжали клеймить, и на зданиях 1920–30-х годов такие можно обнаружить.

Клеймо Моссиликата

Клеймо Моссиликата

1 из 2

Клеймо Моссиликата

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

К примеру, в 2018-м во время ремонта фасада дома 1/2, стр. 1 в Певческом переулке (который как раз был перестроен в 1926 году) на цоколе проступили кирпичи с заводской штамповкой.

Один из них удалось оставить раскрытым в специальном зондаже. На нем прекрасно читается «М.С.Н.Х. Моссиликат». МСНХ — это сокращенно Московский совет народного хозяйства. Кирпичи с такой маркировкой в большом количестве можно увидеть, например, в кладке анатомического корпуса Сеченовского университета на Моховой улице.

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?

Клейма Моссиликата на Моховой улице

Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Что за древние клейма можно встретить на улицах Москвы?
Источник:

из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы»

Вот, пожалуй, и все. Дореволюционная тенденция с клеймами в советском кирпичном производстве особенно не прижилась. Зато в последние десятилетия сформировалось целое движение любителей этого вида городских артефактов. Кирпичи с клеймами ищут, фотографируют их и даже собирают в коллекции.

Отрывок из книги Виталия Калашникова «Артефакты Москвы. Исторические детали столицы, которые вы не замечали». М.: Издательство Бомбора (Эксмо), 2024.

Читайте книгу целиком

Часто ли мы, гуляя по улицам Москвы, замечаем детали? А ведь вокруг нас скрывается огромное количество исторических артефактов, каждый из которых имеет свою уникальную историю! Адресные таблички, дореволюционные люки и фонари, старинные вывески и флагодержатели — все это представляет собой огромный культурный пласт, который еще до конца не изучен.

Эта книга поможет вам по-новому взглянуть на Москву, и вы сами станете замечать все те сокровища прошлого, мимо которых проходили раньше!

Читайте книгу целиком
Реклама. www.labirint.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения