Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Участие в поединках чести было для них способом пощекотать нервы себе и окружающим

23 января 2024

Традиция восстанавливать поруганную часть на дуэлях проникла в Российскую империю из Европы. Со временем в стране появились и свои «профессиональные дуэлянты» — бретёры. Они вызывали на дуэль незнакомцев, случайных попутчиков, сослуживцев, старых приятелей и даже представителей императорских семей. О некоторых прославленных российских бретёрах — в материале Vokrugsveta.ru.

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Илья Репин. «„Евгений Онегин“. Дуэль Онегина с Ленским». 1899

Источник:

akg-images via Legion Media

Справедливость по-дворянски

В Средневековье в судебной системе многих европейских стран существовал так называемый «божий суд»: истец и ответчик сходились в схватке, чтобы определить, кто прав. Однако в 1215 году католическая церковь перестала благословлять подобные поединки. Окончательно «божий суд» изжил себя к XVI столетию. Представители дворянства больше не могли доказать свою правоту с оружием в руках и воспринимали эту перемену как оскорбительное покушение на традиции. 

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Дуэльный набор работы мастера Никола-Ноэля Бутэ. Ок. 1810 года

Источник:

Album / Heritage Art/Heritage Images via Legion Media

Новые законы и судебные практики нередко уравнивали положение уличных торговцев и бравых рыцарей, что для последних было страшнее гибели. Представления о достоинстве и чести заставили аристократов «переизобрести» поединки — на этот раз, в виде полузапрещенных дуэлей. Бретёры становились наемными дуэлянтами — их услугами могли воспользоваться более состоятельные дворяне, не желавшие подвергать себя смертельной опасности. 

Расцвет бретёрства в Европе пришелся на XVII век — тогда во время поединков погибло больше представителей аристократии, чем полегло на полях сражений. Отстаивая чужую честь, бретёры не слишком заботились о собственной: в порядке вещей для них было снять с поверженного соперника какую-нибудь дорогую вещь после завершения дуэли.

Когда появились особые дуэльные кодексы, и правила поединков оказались строго регламентированы, европейские бретёры стали «бойцами без правил» — они пренебрегали любыми нормами, грязно провоцировали противника и сражались «для куража». В России же бретёры, напротив, считались знатоками дуэльных правил за счет своего богатого опыта. Часто они выступали в роли секундантов, поскольку знали все премудрости ведения поединков. 

Вчера — дуэлянты, сегодня — родственники

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Потрет старца Федора Кузьмича. Версия о том, что под этим именем скрывался пропавший тезка старца Уваров, не пользуется большой популярностью

Источник:

Wikimedia Commons

Бретёрами в первой половине XIX века неоднократно становились участники Отечественной войны 1812 года. Люди с притупившимся чувством самосохранения, герои, выжившие в суровых условиях, не боялись рисковать жизнью и в мирное время. Одним из таких дуэлянтов был Федор Уваров — чиновник министерства финансов и статский советник. К фамилии Уварова, как правило, добавляли прозвище Черный — не только из-за цвета волос, но и из-за мрачной репутации.

Уваров участвовал в десятках дуэлей и славился беспощадностью к противникам. Самые необычные последствия имел его поединок с другим известным бретёром — будущим декабристом Михаилом Луниным. Оба участника дуэли выжили, и не только примирились, но и породнились. Уваров сделал предложение сестре Лунина и женился на ней в 1814 году. Правда, его отношения с новоявленным родственником были отнюдь не идиллическими. После того, как Михаил Лунин был сослан в Сибирь, Федор Уваров судился с ним за наследство и, по воспоминаниям современников, был в этом состязании куда менее честен, чем во время дуэли. 

История бретёра Уварова прервалась внезапно — однажды в 1827 году он вышел из дома и не вернулся. Зная его буйный нрав, знакомые рассматривали самые невероятные версии его исчезновения. Одни утверждали, что Федор Уваров сбежал в Америку, другие — что покончил с собой по неизвестной причине, третьи — что ушел в монахи. Уваров стал вторым после императора Александра I человеком, «претендовавшим» на личность загадочного томского старца Федора Кузьмича. Тот, как известно, поражал окружающих своей статью и безупречными манерами. 

Лунин против императоров

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Михаил Лунин (1788-1845)

Источник:

Wikimedia Commons

Упомянутый Михаил Лунин был достойным соперником Федора Уварова. О его бретёрских похождениях слагали легенды. Знавшие Лунина утверждали, что его тело похоже на решето из-за многочисленных пулевых ранений, хотя сам он на дуэлях частенько стрелял в воздух.

В 1812 году храбрый офицер напрашивался парламентером к самому Наполеону и всерьез заявлял, что вызовет французского императора на поединок и заколет кинжалом. В этом ему было отказано. Впрочем, и его попытка устроить дуэль с братом Александра I великим князем Константином Павловичем, не увенчалась успехом, однако впоследствии Лунин служил адъютантом Константина.

По воспоминаниям современников, Михаил Лунин мог спровоцировать на конфликт любого, кто не пришелся ему по душе. «Милостивый государь! Вы сказали…», — начинал он диалог с очередной «жертвой». Когда с Луниным начинали спорить, отрицая, что произнесли в его сторону хоть слово, он изображал обиду и вызывал оппонента к барьеру за ложь. «Бедовый он человек с приглашениями своими. Так и слышишь в приглашениях его: „Покорнейше прошу вас пожаловать ко мне пообедать, а не то извольте драться со мною на шести шагах расстояния“», — вспоминал гусар и поэт Денис Давыдов.

Самой известной дуэлью Лунина считается поединок с графом Алексеем Орловым, случившийся из-за очередного пустяка. Первым выстрелом Орлов сбил левый эполет Лунина, а тот разрядил пистолет в воздух, из-за чего вторично обиженный противник, потребовал стреляться повторно. «Вы опять не попадете в меня, если будете так целиться. Правее, немного пониже! Право, дадите промах! Не так! Не так!» — кричал ему Лунин. Орлов действительно не попал — пуля пробила головной убор Михаила Лунина, который опять выстрелил в воздух. На этом они и разошлись.

После Отечественной войны Михаил Лунин вступил в «Союз спасения», а позднее — в Северное общество. Он разрабатывал план физического устранения императора, но затем отказался от своих идей и не участвовал в восстании на Сенатской площади. Тем не менее, в 1826 году его арестовали. Михаил Лунин оказался одним из декабристов, не выдавших на допросах своих единомышленников.

Дуэлянтки или бретёрши? 

Конечно, дуэли были в основном мужским «развлечением», но иногда в поединках чести сходились и женщины, причем такие дуэли зачастую оказывались еще более жестокими, чем мужские. Многие дуэлянтки по своим наклонностям напоминали бретёров — они пренебрегали общепризнанными правилами, на ходу придумывали смертоносные уловки, обманывали и мучили соперниц.

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Хосе де Рибера «Женская дуэль». Ранее считалось, что картина 1636 года была написана по мотивам состоявшегося в Неаполе в XIV веке поединка между Изабеллой де Коррацци и Диамброй де Петтинелла, но сегодня искусствоведы ставят эту версию под сомнение

Источник:

Album / Oronoz via Legion Media

Когда огнестрельное оружие еще не было в ходу, женщины порой смазывали кончики шпаг раздражающими веществами, чтобы каждый укол причинял дополнительные страдания. Сражались зачастую не до первой крови, а до конца — стрелять из пистолетов некоторые дуэлянтки могли до тех пор, пока одна из них не падала замертво.

Мятежный дядя великого писателя

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Федор Толстой (1782-1847)

Источник:

Wikimedia Commons

Герой светских сплетен, литературных произведений и мемуаров XIX столетия Федор Толстой, прозванный Американцем, был не только бретёром, но и путешественником, военным и заядлым картежником. А еще он приходился двоюродным дядей писателю Льву Толстому.

Правила Толстой-Американец презирал, в случайности не верил и жил, руководствуясь принципом «Ошибки фортуны надо исправлять». Порой именно таким «исправлением» ошибок он занимался за карточным столом.

С оружием Федор Толстой-Американец обращался искусно: однажды, говорят, прострелил из револьвера каблук на обуви своей жены.

Среди московской аристократии его знали как выдающегося дуэлянта, готового и за себя сразиться, и товарищу помочь. По-разному описанная современниками история гласит, что однажды близкий друг Толстого-Американца получил вызов на дуэль. Опасаясь за его жизнь, опытный бретёр сам вызвал обидчика и убил его то ли в тот же вечер, то ли утром следующего дня, за несколько часов до поединка, на котором Толстому предстояло быть секундантом.

В мемуарах троюродной сестры Льва Толстого Марии Каменской упоминается, что на дуэлях от руки Федора Толстого-Американца погибли 11 противников, но такая оценка представляется некоторым завышенной, ведь далеко не каждый поединок оканчивался гибелью одного из участников.

Ближе к концу своей бурной жизни знаменитый бретёр стал суеверным. Толстой-Американец говорил, что платит за совершенные грехи жизнями собственных потомков. Действительно, из 12 детей Толстого-Американца, 10 умерли во младенчестве, а одна дочь скончалась в 17 лет.

Бретёр за думской трибуной

Бретёры Российской империи: 4 истории из жизни самых отчаянных дуэлянтов

Александр Гучков (1862-1936). Один фельетон, высмеивающий его бретёрство, назывался «Сирано де Гучков»

Источник:

Wikimedia Commons

На рубеже XIX–XX вв., когда бретёрство постепенно изживало себя, известным дуэлянтом-провокатором считался Александр Гучков, в 1905 году возглавивший либерально-консервативную партию «Союз 17 октября» («октябристы»). Он шесть раз дрался на дуэлях, что для того времени уже было немало, и заслужил репутацию бесстрашного, а то и безрассудного человека. 

Чаще всего от Гучкова доставалось его политическим оппонентам. Так, в 1912 году он распространил в печати информацию о том, что полковник Сергей Мясоедов, который считался приближенным одного из врагов Александра Гучкова — военного министра Сухомлинова, шпионит в пользу Германии.

Мясоедов, разумеется, вызвал провокатора на дуэль. Поединок завершился без жертв и ранений: подслеповатый полковник промахнулся, а Гучков в ответ выстрелил в воздух. Однако репутация Сергея Мясоедова была испорчена навсегда. В 1915 году спекуляции о его шпионской деятельности возобновились, а вскоре полковник был осужден и повешен, хотя впоследствии многие сомневались в обоснованности обвинений в адрес Мясоедова.

Будучи лидером фракции октябристов в Государственной думе, Гучков дважды попадал на первые полосы газет в связи с дуэлями. В 1908 году он вызвал на дуэль главу фракции «кадетов» Павла Милюкова, но стараниями секундантов противники достигли примирения, не доводя дело до поединка.

Спустя год Гучков обвинил во лжи депутата-«прогрессиста» графа Алексея Уварова. Последний вынужден был вызвать Гучкова к барьеру — эта дуэль окончилась ранением Уварова в плечо. Получив пулю, граф выстрелил в воздух. За эту дуэль Гучкова приговорили к месячному заключению, но в итоге он провел за решеткой всего неделю.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения