Бомба замедленного воспаления: кишечные микробы могут опасно эволюционировать и попадать в другие органы

Но не все так страшно, если следить за своим питанием, успокаивают ученые

14 июля 2022

Иммунологи из Йельского университета(США) обнаружили, что штаммы кишечной микробиоты могут адаптироваться и эволюционировать в хозяине на протяжении всей его жизни, постепенно становясь опасными. При этом они обладают способностью преодолевать кишечный барьер и оказываться в других органах и тканях, таких, как печень или лимфоузлы.

Со временем притаившиеся бактерии могут вызвать воспаление, аутоиммунные и даже нервно-психические заболевания. Гипотеза о том, что потенциально опасная микрофлора может распространиться из кишечника по организму, существует давно. Однако оставалось неясным, почему многие люди живут годами с этими бактериями без видимых последствий.

Специалисты из Медицинской школы Йеля провели исследование с участием «стерильных» мышей, у которых нет собственных микробов в кишечнике. Им ввели один из штаммов потенциально патогенных бактерий и проследили его развитие и генетические изменения.

В процессе наблюдений образовалось 2 популяции микробов из одной изначальной. Первая была близка родовому штамму. А у второй появились мутации в ДНК — эти изменения позволили им адаптироваться к слизистой оболочке кишечника, а затем печени и лимфоузлов. Благодаря этому, вместо быстрой реакции, как на обычные патогены, иммунная система их длительное время не замечала.

Эволюционировавшие бактерии долго сохранялись в органах и в результате спровоцировали воспаление. Авторы обнаружили, что такой длительный процесс может приводить к аутоиммунным заболеваниям. Это частично объясняет, почему риск подобных патологий увеличивается с возрастом, и почему люди долго или никогда не заболевают.

«Мы считаем, что этот эволюционный процесс начинается заново у каждого нового хозяина из-за преимущественной передачи непатогенных штаммов между людьми», — рассказал один из исследователей Ной Палм.

Ной Палм

«Открытие предполагает, что факторы окружающей среды, которые влияют на скорость или траекторию эволюции внутри хозяина, также будут иметь важное влияние на развитие болезней, вызванных микробиотой».

Авторы объяснили также, как здоровое питание может защитить от описанного сценария превращения кишечных бактерий в столь опасные. У людей, придерживающихся здорового питания, в кишечнике царит разнообразие бактериальных сообществ. Значит, множество микробов конкурируют за свое место и ресурсы, не давая ни одной популяции слишком вырасти.

Это же не позволяет развиваться потенциально опасным вариантам и преодолевать кишечный барьер — бактерии просто заняты выживанием. Там, где кишечного разнообразия нет, открываются все возможности для возникновения нездоровых бактериальных мутаций.