Богинь тоже выбрасывают: на древнеримской свалке нашли две статуэтки Венеры

Заброшенный античный карьер оказался золотой жилой для археологов

29 марта 2023
Emmanuelle Collado / INRAP via Live Science

Археологи из Французского национального института превентивных археологических исследований (INRAP) обнаружили статуэтки обнаженной Венеры и Венеры-матери, а также целый клад артефактов I–II веков н. э. в карьере римской эпохи, который еще в древности был превращен в свалку. Раскопки велись на северо-западе Франции в городе Ренн, который был основан римлянами около двух тысяч лет назад.

Ранее ученые осматривали участок на наличие исторических ценностей перед началом строительных работ и наткнулись на древнеримский карьер. По мнению специалистов, он играл важную роль в основании города под названием Кондат — будущего Ренна. Из карьера брали сланец для строительства домов и общественных зданий.

Венера Анадиомена
Emmanuelle Collado / INRAP via Live Science

Яма была глубиной около двух метров, и когда запасы истощились, очевидно, ее было решено использовать в качестве мусорной. Это произошло во II веке н. э. Спустя восемнадцать столетий большая свалка римлян стала золотой жилой для археологов, по их собственному признанию.

Помимо множества осколков керамики (горшков и тарелок), монет и булавок для одежды, ученые достали из древнего мусора терракотовые статуэтки, в том числе две, изображающие Венеру — богиню любви, которая также была символом императорской власти Рима.

Одна из них сохранилась только частично — это женский торс, задрапированный тканью, он изображает Венеру Генетрикс, то есть богиню-мать. Вторая статуэтка — это Венера Анадиомена, или Поднимающаяся из моря: она сделана в полный рост, обнажена и правой рукой держит прядь своих волос, отжимая воду.

По словам экспертов, древние каменоломни римлян находились близко к городам, поэтому часто использовались повторно. Открытые карьеры были идеальны для мусорных свалок, и сейчас они наиболее интересны как богатые источники информации о жизни древних поселений.

Венера Генетрикс
Emmanuelle Collado / INRAP via Live Science

В Средние века карьер с мусором был уже полностью засыпан. Археологи нашли в верхних слоях остатки деревянных зданий, гончарных печей и колодцев. Вероятно, на этом месте были постройки для ремесленного производства. А еще позже, в XVII веке, была проложена водопроводная труба, которая снабжала город водой.

Исследователи также рассчитывают, что остатки каменоломни помогут им больше узнать об организации строительных работ в античную эпоху.