Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Биеннале «Искусство будущего»

В Мультимедиа Арт Музее открылась первая международная биеннале «Искусство будущего / Art for the Future»

12 февраля 2022

На выставке представлено 62 проекта российских и зарубежных художников, каждый из которых по-своему раскрывает многогранную тему будущего. Биеннале проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Специально для «Вокруг света» мы расскажем о 5 работах биеннале, затрагивающих образ природы в диалоге со стремительно изменяющейся реальностью.

Юлия Вергазова. flora.onion 2.0

Юлия Вергазова предлагает нам неожиданный взгляд на взаимоотношения человека и природы. В рамках ее работы «flora.onion 2.0» именно растения оказываются в позиции силы, управляющей ходом истории: что, если они уже давно организовали эффективную сеть межвидовой коммуникации и интегрировались в человеческую экономику, политику и культуру?

Следующей ступенью их эволюции становятся растительные киборги — фрагменты синтетической биологии, интегрированные в человеческие системы передачи информации, способные влиять на экономику, политику и культуру. Художница остроумно бросает вызов устоявшейся антропоцентричной картине мира, заставляя нас задуматься о том, какое положение человек занимает в мире сегодня и есть ли для него место в мире будущего.

Проект представлен при поддержке Высших художественно-технических мастерских.

Юлия Вергазова, вид экспозиции

Юлия Вергазова, вид экспозиции

Юлия Вергазова, вид экспозиции

Юлия Вергазова, вид экспозиции

Юлия Вергазова, вид экспозиции

1 из 5

Юлия Вергазова, вид экспозиции

Юлия Вергазова, Алексей Борискин. Li-Fi (Light Fidelity)

Еще один проект Юлии Вергазовой, реализованный совместно с Алексеем Борискиным, продолжает тему адаптации растений к уже существующим технологиям передачи информации. Несколько лет Li-Fi (высокоскоростная беспроводная коммуникационная технология, использующая в качестве канала видимый свет) заявлялась как будущее интернета — более быстрая и безопасная альтернатива Wi-Fi. Будущее пока так и не наступило, а сама технология уже пропала из нашего информационного поля, однако некоторое время назад процесс был успешно апроприирован растениями, хорошо усваивающими информацию, передающуюся через свет. Вспышки транслируют переведенный в свет текст Сэнди Плант «Информационные войны в эпоху опасных веществ» — раскрывающий роль даркнета в распространении опасных веществ (преимущественно растительного происхождения), — в видении Вергазовой доказывающий, что растения используют даркнет как инструмент размножения.

София Креспо. Нейронный зоопарк

Что будет, если поручить роль эволюции нейросети? Аргентинская художница София Креспо предлагает нам посмотреть на результат работы искусственного интеллекта, «нейронный зоопарк», созданный из существ, избежавших инструмента естественного отбора.

Биеннале «Искусство будущего»
София Креспо. Нейронный зоопарк
Источник:
предоставлено автором

Наблюдая за результатом кажущейся случайной компиляции, мы можем задаться вопросом: способны ли алгоритмы машинного обучения на создание новой, усовершенствованной жизни? И подвластны ли эволюционные процессы машинной, линейной логике или они имеют больше общего с художественным творчеством, не боящимся нарушать границы и запреты?

Проект представлен при поддержке французского ювелирно-часового Дома Cartier.

Донасьен Обер. Кибернетика, биосфера и город

Короткометражный фильм французского художника Донасьена Обера посвящен истории экологического проектирования: как архитекторы, от эпохи Возрождения до наших дней, работали над гармонизацией отношений природы и архитектуры.

Донасьен Обер
Кадр из фильма «Кибернетика, биосфера и город», 2021
Заказ Национального центра пластических искусств, Париж

Донасьен Обер
Кадр из фильма «Кибернетика, биосфера и город», 2021
Заказ Национального центра пластических искусств, Париж

Донасьен Обер
Кадр из фильма «Кибернетика, биосфера и город», 2021
Заказ Национального центра пластических искусств, Париж

Донасьен Обер
Кадр голографической проекции «Кибернетика, биосфера и город», 2021
Заказ Национального центра пластических искусств, Париж

1 из 4

Донасьен Обер
Кадр из фильма «Кибернетика, биосфера и город», 2021
Заказ Национального центра пластических искусств, Париж

Источник:
Donatien Aubert / Galerie Odile Ouizeman

С возникновением в середине ХХ в. кибернетики, науки о закономерностях процессов управления информацией в сложных системах, радикально изменился подход к самой идее архитектурного проектирования — современные компьютерные технологии позволяют моделировать и преобразовывать города, гармонично интегрируя их в биосферу. В центре исследования Обера оказываются не только реализованные проекты, но и многочисленная «бумажная» (нереализованная или даже не предназначенная для реализации) архитектура, часто более точно передающая актуальные архитектурные идеи и тренды. Проект представлен галереей Ouizeman, при поддержке Посольства Франции в России и Французского института в России.

Дмитрий:: vtol:: Морозов. adad

:: vtol:: известен своими роботизированными инсталляциями, часто выступающими проводниками между человеком и окружающим нас миром (к примеру, его «Геологическая трилогия» была посвящена Кольской сверхглубокой скважине, Сихотэ-Алиньскому метеориту и исчезающему Аральскому морю).

Биеннале «Искусство будущего»

Его новая инсталляция «adad» подключена к метереологической карте, на которой в реальном времени показываются удары молний. Каждый раз, когда робот получает информацию об ударе, он приходит в движение, активируя мощные лампы и звуковые эффекты, становясь своего рода интерфейсом, позволяющим зрителю войти в контакт с планетарными процессами.

Биеннале проходит при поддержке «Норникеля», МТС, Mastercard.
Онлайн-программа биеннале artforthefuture.art

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения