Безобидные монстры: 3 портрета насекомых, которых мы боимся напрасно

Взгляните им, а заодно и вашим страхам, прямо в глаза!

9 июня 2022

Страх — естественная реакция организма на угрозу жизни или здоровью. Это чувство помогало нашим предкам спасаться от хищников, избегать опасных мест. Первобытные страхи до сих пор живут в нас, и часть из них вполне понятна и рациональна — например, боязнь змей, волков или крыс.

Эти животные могут нанести серьезный ущерб, убить. Однако бывает так, что мы боимся совершенно безобидных для человека существ из мира насекомых. Давайте же посмотрим им, а заодно и нашим страхам прямо в глаза!

Усач

Один вид жука-усача, севшего на одежду или волосы, порой порождает настоящую панику. Еще бы: роскошные усы и мощные челюсти этого насекомого производят впечатление! Кажется, что жук вот-вот укусит «жертву».

Стряхнуть его непросто. Он вцепляется, сопротивляется, а иногда издает звук, похожий на скрежет или писк. Подобное поведение жесткокрылых воспринимается особо чувствительными персонами как агрессия.

Безобидные монстры: 3 портрета насекомых, которых мы боимся напрасно

Многие верят, что усачи состригают челюстями волосы, портят прически. Поэтому усачей еще называют «стрижами», «стригунами», «волосогрызками». На самом деле человеческий волос им не по вкусу.

Они питаются растениями, а на людей, столбы, пни, стены садятся для отдыха. Ведь полет — дело энергозатратное! Так что если на вас вдруг сядет усач, не переживайте за свою прическу, аккуратно снимите насекомое.

Самки усачей откладывают яйца под кору ослабленных, больных или обгоревших деревьев. Появившиеся из яиц личинки питаются древесиной, прогрызая в ней замысловатые ходы, и, накопив питательных веществ окукливаются. Затем из куколки выходит взрослая особь.

Большое количество усачей сигнализирует о болезни леса, вызванной пожарами или иными причинами. А вот этого точно стоить опасаться.

Толстун Палласа

В степях Тувы, Монголии, Забайкалья, Китая обитает толстун Палласа — крупный, до 6 сантиметров в длину, кузнечик. Назван он в честь выдающегося путешественника и ученого Петра Симона Палласа, описавшего насекомое в 1772 году. Местным жителям палласов толстун известен под названиями «сорокобочка», «калешка».

Безобидные монстры: 3 портрета насекомых, которых мы боимся напрасно

Увидев толстуна в траве, впечатлительные люди, пугаются: «Какой страшный, огромный! Да еще с саблей! Наверное, он опасен!»

Действительно, выглядит он внушительно: коренастый, бурого цвета с пятнышками. Большую шаровидную голову венчают длиннющие усы, достигающие почти конца тела. У самок есть саблевидный яйцеклад, который людям, незнакомым с биологией, кажется грозным оружием.

Но, вопреки слухам о страшной «сорокобочке», толстун безобиден. Летать и прыгать он не умеет, передвигается медленно, от врагов спасается, прячась в высокой траве. Питается растениями и мертвыми или неосторожными насекомыми. В отличие от саранчи, не наносит вреда сельскому хозяйству.

Из-за освоения степей, пожаров и выпаса скота толстуну грозит уничтожение. Для сохранения вида ученые предлагают создавать микрозаказники и микрозаповедники.

Комар-долгоножка

Не меньшие опасения вызывают у туристов и дачников крупные комары с длинными ногами. Испуганные люди рассуждают: «Если уж маленькие кровососы доставляют столько неприятностей, то что же будет в случае нападения этих длинноногих?» Случается, что этих комаров называют малярийными.

Безобидные монстры: 3 портрета насекомых, которых мы боимся напрасно

К счастью, кровососущие комары-долгоножки существуют только в нашем воображении: на самом деле пищей им служит цветочный нектар. Их длинные ноги легко отламываются при малейшем прикосновении.

Как-то раз автор этого материала стал свидетелем интересного происшествия: маленький паук вцепился в лапку комара. Насекомое отчаянно сопротивлялось и сумело вырваться, лишь оставив хищнику одну оторванную ногу.

Большинство комаров откладывают яйца в воду, где в последствии и происходит развитие личинок. Потомство некоторых видов долгоножек развивается в почве или под корой полусгнивших пней, питаясь перегноем, гнилой древесиной, корнями растений.

Фото: автора