Бабушки-косатки

Людей и «китов-убийц» роднит забота бабушек о внуках, повышающая шансы на продолжение рода

27 июня 2021

Стремление к размножению заложено во всех живых организмах, и человек не является исключением. Однако если самки большинства видов животных способны к размножению до конца жизни, то женщины утрачивают эту способность задолго до наступления старости.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о причинах возникновения менопаузы у женщин. Согласно одной версии, этот процесс может быть связан с ростом средней продолжительности жизни благодаря достижениям цивилизации и успехам медицины, тогда как выдвинутая в середине прошлого века «гипотеза бабушек» объясняет возникновение менопаузы эволюционными причинами. Эта гипотеза гласит, что женщинам, достигшим определенного возраста, становится выгоднее заботиться о потомстве своих взрослых детей, чем рожать новых, поскольку лучшая выживаемость более многочисленных, по сравнению с детьми, внуков дает больше шансов на продолжение рода и передачу генов новым поколениям.

В пользу «гипотезы бабушек» свидетельствуют исследования антропологов. Например, одно из таких исследований, показало, что в финских семьях XVIII–XIX веков забота бабушек с материнской стороны примерно на треть повышала выживаемость их внуков в детском возрасте. Кроме того, гипотезу подтверждает и тот факт, что «настоящие» бабушки пусть и нечасто, но все же встречаются в животном мире. Так, способность к деторождению в зрелом возрасте (примерно в 45 лет) утрачивают самки косаток.

blickwinkel/Legion Media
blickwinkel/Legion Media

Наблюдения за группами «китов-убийц» показали, что такие самки приносят большую пользу своим семьям и играют в них центральную роль, заботясь о внуках и обучая их охотничьим навыкам.  Гибель «бабушки» в группе оседлых косаток, состоящих из ее потомства и потомства ее дочерей, резко повышает смертность ее внуков по сравнению с группами со здравствующими «бабушками» как в сытые, так и в голодные годы.

При этом в кочующих группах косаток самки-бабушки в основном заботятся о своих великовозрастных сыновьях, которые имеют мало шансов на выживание без постоянной поддержки матери. Эта забота не только помогает «маменькиным сыночкам» выживать, но и повышает их шансы завести собственное потомство, чтобы порадовать мать долгожданными внуками.

Бабушки-косатки
Наличие менопаузы и забота о внуках со стороны бабушек по материнской линии также были зафиксированы у черных дельфинов (гринд)
Nature Photographers Ltd / Alamy

Больше бабушек

До недавнего времени «клуб» видов, имеющих «институт бабушек», включал только людей, косаток и гринд. В 2018 году этот список пополнили белухи и нарвалы, самки которых также проходят через менопаузу и в течение долгого времени после утраты способности к размножению могут заботиться о своих внуках. Авторы этого открытия предположили, что эволюционно обусловленный «институт бабушек» может быть обнаружен и у других видов животных. В 2019 году другая группа исследователей обнаружила признаки менопаузы у азиатских слонов.

Todd Mintz / Alamy

Зависимость внуков от умудренных жизненным опытом и готовых делиться им бабушек в мире людей и животных является обоюдной — необходимость заботы о подрастающем поколении продлевает жизнь и самим бабушкам.