Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору

Как совмещать творческую сторону профессии с пожеланиями заказчика и какими должны быть перспективные строительные технологии

3 ноября 2022

Что представляет собой работа архитектора, остается ли в ней место для творчества? Какие тенденции преобладают в современном строительстве и как спроектировать в наши дни здание, которое станет признанным архитектурным шедевром и будет будоражить умы людей и через 200 лет. Об этом и многом другом рассказал в интервью «Вокруг света» архитектор Дмитрий Долгоруков.

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Источник:
charnchai saeheng / Alamy via Legion Media

«Каждое новое здание — это как новая профессия»

Расскажите, что представляет собой работа современного архитектора? Что в ней самое сложное, а что доставляет больше всего радости? 

Я выбрал эту профессию, потому что она творческая и приносит радость. Я думаю, что все представляют примерно, чем занимается архитектор: он разрабатывает изначально планировку, фасад здания, вписывает его в какое-то конкретное место в городе или природный ландшафт. Это в первую очередь создание некоего образа, пространства, которое бы интегрировалось в существующую застройку и при этом имело какие-то особенности функциональные, внешние и так далее. 

При проектировании здания архитектор учитывает окружающую обстановку (высотность соседних зданий и высоту их этажей, стилистику, внешний вид), чтобы сделать логическую связку, чтобы его объект не выглядел инородным. Или, наоборот, иногда нужно сделать так, чтобы новое здание отличалось от остальной застройки, потому что улица, например, скучная, и ей нужно какое-то яркое пятно, которое бы выделялось. В этом заключается интересность работы — ты постоянно нагружен новыми задачами.

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Источник:
Volodymyr Melnyk / Alamy via Legion Media

Каждое новое здание — это как новая профессия. Ты каждый раз погружаешься в какую-то новую область, изучаешь нюансы, потому что сегодня тебе нужно сделать медицинский центр, завтра — подземный паркинг, послезавтра — плавательный бассейн. В каждом случае есть аспекты и технологии, за которые отвечают отдельные специалисты, но архитектор должен иметь представления об основах их работы.

Бывает, конечно, что человек научился проектировать многоэтажные жилые дома и он всю жизнь будет заниматься только этим. С одной стороны, это может превратиться в рутину, но, честно говоря, я ни разу не видел ни одного типового дома, который можно было бы целиком скопировать без единого изменения.

Получается, не бывает типовых домов?

Я работал в одной из компаний крупного застройщика и не понаслышке знаю: они мечтают, чтобы можно было взять готовый проект и просто «шлепать» в любом месте. Но все ситуации абсолютно разные. Например, у нас строгие нормы по инсоляции (естественной освещенности помещений. — Прим. Vokrugsveta.ru), соблюсти которые невозможно без изменения типового проекта. Исходя из них, в каждом конкретном случае разворот здания меняется — оно должно стоять под определенным углом, чтобы внутрь проникало больше солнечных лучей. Но в результате постройка может не вписаться в участок, и снова потребуется вносить изменения…

Наверное, где-то и есть 1-2 случая типовых домов, но такие проекты можно штамповать когда ведется застройка целых городов или больших микрорайонов. Вообще, нельзя проектировать все дома одинаковыми, потому что людям будет тоскливо просто смотреть на них, как сейчас на панельные дома 1980-х годов или хрущёвки. 

Обязательно ли архитектор должен быть дизайнером?

Дизайн и архитектура — это непосредственно связанные профессии. Я бы даже сказал, что одно вытекает из другого, поскольку архитектор — это все-таки не инженерная профессия, это профессия, которая связывает художника (дизайнера) с инженером.

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Дмитрий Долгоруков
Источник:
Katerina Brudnaya-Chelyadinova

Вообще вся архитектурная профессия разделяется на несколько типов: урбанистика, архитектурное проектирование зданий и сооружений, реконструкция и реставрация и дизайн архитектурной среды. Но образ здания должен формироваться целиком, сразу. Поэтому, конечно, архитектор должен быть дизайнером.

Остается ли в работе архитектора, выполняющего заказ, место для творчества? У вас в практике, наверное, были интересные ситуации, связанные с заказчиками?

С заказчиками порой приходится сложно, но место для творческого маневра, я считаю, есть всегда, независимо от того, какой это заказчик. Приходит, например, заказчик, у которого есть дом в стилистике шале, например. А он хочет, чтобы был классицизм. Мы говорим: «Ну как? У вас уже здание есть, кровля, остекление… Оно уже имеет стиль именно альпийского домика в горах». А клиент говорит: «Нет, я хочу колонны, хочу вензеля, хочу пилястры и хочу классический стиль». Ничего с этим не поделаешь, приходится как-то мудрить, пытаться совмещать и творческую составляющую, и психологическую — то есть, работать с человеком так, чтобы объяснить ему, что неверно в корне, а что можно как-то адаптировать под его пожелания. 

Но наиболее частая сложность с заказчиками заключается в поиске компромисса в области расходов. Архитектор, когда планирует какой-то объект, хочет, как родитель, использовать в работе только лучшее. Он находит самые дорогие отделочные материалы, какие-то эксклюзивные, которые делаются на заказ где-нибудь в Италии, а потом приходит заказчик и говорит: «Ох, оно стоит 5000 долларов за квадратный метр, я такое себе позволить не могу. Давайте заменять на что-то подешевле».

Приходится подбирать что-то попроще. И аналогов на самом деле бывает много, и порой они не портят объект. Но тут есть нюанс: иногда тон всей архитектуре задается каким-то конкретным материалом, и тогда, конечно, замена его невозможна.

«Перспективная технология должна быть дешевой»

Какие есть тенденции в современном строительстве: что модно и вызывает наибольший интерес? Чем можно объяснить эти тенденции?

Наверное, архитектура нашего века — это бионическая архитектура, которую отличают природные естественные формы, чистые цвета. Такие проекты реализуют бюро Захи Хадид, Фрэнка Гери и Сантьяго Калатрава тоже давно уже такие объекты делает. Многие пытаются копировать их работы.

Отчасти этот стиль популярен, потому что это очень свежо, очень необычно. Мы не привыкли к такой архитектуре, и каждый раз, когда мы видим объекты в бионическом стиле, они вызывают «вау-эффект».

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Город искусств и наук в Валенсии — одна из самых известных работ архитектора Сантьяго Калатравы
Источник:
Tomka / Alamy via Legion Media

Если говорить про массовую застройку, то, я думаю, что каждый, кто живет в городе, по новостройкам видит современную тенденцию: это такой скандинавский минимализм, строительство из полуготовых панелей, которые на заводе собираются и на стройке монтируются. Это просто, быстро и дешево. Снижение себестоимости — одна из главных тенденций в массовом строительстве. Здесь экономика рулит стилистикой, планировочными решениями и другими деталями.

Какие новые и перспективные строительные материалы в ближайшие годы могут совершить революцию в архитектуре, и смогут ли они вообще это сделать?

Делать такие прогнозы очень сложно. Я хожу на выставки, постоянно мониторю ситуацию с появлением новых строительных материалов. Как и коллеги, жду, когда же у нас появится что-то новое и классное, но пока, к сожалению, прорывных материалов не вижу.

Основной фактор заключается в том, что перспективная технология должна быть дешевой. Дорогих у нас уже хватает — они все хорошие. Есть старый добрый керамический кирпич — строй, пожалуйста, на века, но это дорого. Газобетон в какой-то момент выстрелил, и всё начали строить из газобетона, потому что это был очень дешевый, но качественный материал. Однако за последнюю пару лет он подорожал втрое-вчетверо где-то, теперь рынок он теряет, а какие-то другие материалы выходят ему на замену. Те же керамические блоки, керамзитобетонные блоки и т. д.

Ну и, конечно, у нас по-прежнему основной строительный материал — это железобетон. Все перекрытия в основном железобетонные, либо монолитные, либо сборно-монолитные, либо сборные, ничего нового пока особо нет.

Возможно, появятся какие-то полимерные технологии или материалы, полученные из переработанных отходов, но это должно быть массово и доступно, в ближайшем будущем революции в области строительных материалов я бы не ждал.

Сейчас горожане очень ценят зеленые уголки, бьются за сохранение деревьев от вырубки. В связи с этим вопрос, насколько важно озеленение при создании современных жилых комплексов? Готовы ли люди переплачивать, если в микрорайоне будет парк или хотя бы сквер с высокими деревьями?

Озеленение — очень важная часть для здорового восприятия окружающего пространства, потому что есть города, где всё каменное, где нет вообще ни парков, ни зелени, ничего. В центре Санкт-Петербурга очень мало зелени, в Казани с этим тоже есть проблемы — там половину Центрального парка Горького вообще застроили. В Москве, кстати говоря, зелень очень развита, это, наверное, один из самых зеленых мегаполисов, которые я знаю. В столице очень много парков, много бульваров скверов и так далее.

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Источник:
Zoonar GmbH / Alamy via Legion Media

Конечно же, фактор озеленения очень сильно влияет на стоимость продаваемого жилья, торговых и офисных помещений. Когда у застройщика рядом с планируемым объектом есть какой-то лесопарк, то он это старательно подчеркивает как основное преимущество при продаже и может повышать цену, зная, что люди готовы платить больше за красивый вид и возможность гулять на свежем воздухе рядом с домом.

Как пандемия коронавируса повлияла или может повлиять на архитектуру в части планирования городской застройки?

Если бы пандемия затянулась не на два года, а хотя бы лет на 5-6, тогда она действительно оказала бы такое влияние. Как архитектор, которому приходят заказы, я сейчас не вижу изменений по части планировки городских объектов.

Но свое влияние коронавирус оказал — люди, посидев в квартирах в пандемию, стали чаще заказывать проекты индивидуальных жилых домов. В своем доме ты можешь выйти на улицу, можешь полноценно существовать, не выходя за границы своего владения.

Слушайте полную версию интервью в нашем подкасте!

«Есть законы не только архитектурные, но и художественные»

Что отличает архитектурный шедевр от бытовой постройки или безвкусицы с претензией? Какие есть опознавательные «маячки»?

Если бы они существовали, то было бы очень просто отличить хорошую архитектуру от плохой, но, к сожалению, все не так просто. Без сомнений, есть какие-то критерии архитектурных шедевров, некоторые были выработаны еще в Античности, когда красоту стремились облечь в математические формулы — искали оптимальные соотношения и определяли золотое сечение.

Казалось бы, вот — можно любое здание измерить, посчитать, соответствует ли оно правильным пропорциями. Если не соответствует, то некрасиво. Но мы с этим не согласимся, потому что есть законы не только архитектурные, но и художественные: композиция, цвет, вес. Играют роль и внешние факторы: продуманность объекта с разных точек зрения, его окружение, соответствие среде.

«Архитектура нашего века — бионическая»: 11 вопросов архитектору
Источник:
suriya silsaksom / Alamy via Legion Media

С моим опытом достаточно одного взгляда на объект, чтобы понять, что его создал какой-то выдающийся архитектор, хотя иногда и у талантливого студента может получиться нечто заслуживающее внимания. При этом важную роль играет затраченное архитектором время.

Увы, заказчики обычно хотят, чтобы архитекторы делали работу побыстрее и подешевле, поэтому все время все торопятся, и очень мало получается хороших объектов, вызывающих восхищение.

Как в наши дни спроектировать такое здание, которое станет признанным архитектурным шедевром и будет будоражить умы людей через 100-200 лет?

Во-первых, заказчик должен быть изначально сам настроен идеологически: «Я хочу сделать объект, который войдет в историю». И, соответственно, такой заказчик ищет архитектора, который способен сделать такой объект, который готов работать, скажем, год, хотя обычно подобные объекты делают за месяц.

Во-вторых, нужен талантливый архитектор, мыслящий неординарно, способный искать что-то новое вместо типовых решений.

В-третьих, нужна продуманность объекта, включая привязку к пространству, планировочные решения, функциональность, удобство, отделочные материалы, цветовую гамму, общую красоту — все те факторы, которые играют роль в архитектуре.

«У нас всё начинается с истории»

Какие книги стоит прочитать желающему лучше разбираться в архитектуре?

Думаю, нужно начать с истории архитектуры, очень много разных авторов пишут о ней, конкретных сейчас не назову. Потому что у нас всё начинается с истории — нужно понимать, с чего начиналась, как развивалась архитектура и какие в ней существуют термины. Но нет таких книг, прочитав которые, можно сказать: «Я теперь архитектор».

Сначала человек получит общие сведения об архитектуре, потом выберет тот стиль, который ему нравится, и начнет предметно читать про этот стиль. Затем он выберет интересных для себя архитекторов, работавших в этом стиле, и прочитает про них. Так, мне кажется, выглядит примерный алгоритм, но тема очень обширная, поэтому нет одной-двух и даже пяти книг, которые достаточно прочитать, чтобы досконально разбираться в архитектуре.

В подготовке материала редакции помогала Юлия Баландина

Что почитать по теме

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения