Летом 1710 года в саксонском городе Мейсен открылась первая в Европе мануфактура по производству фарфора. Секрет его изготовления, тщательно охранявшийся китайскими мастерами на протяжении веков, смогли раскрыть алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер и математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус. Так фарфор по-настоящему пришел в Европу, а вскоре фарфоровые производства открылись во многих странах, включая Российскую империю.

Фото №1 - Аристократ от керамики: 5 интересных фактов о фарфоре
Мейсенский фарфор
Фото
Getty Images

Главные достоинства фарфора — прочность и долговечность

Фарфор изготавливается из трех ингредиентов: белой глины (каолина), кварца и полевого шпата, которые могут входить в состав фарфора в разных пропорциях. Твердый фарфор, отличающийся высокой прочностью, состоит из каолина примерно наполовину, а самым прочным считается так называемый костяной фарфор, который содержит до 50% костяной золы.

Благодаря своим свойствам фарфор отличается долговечностью: при должном уходе фарфоровая посуда может служить десятки и сотни лет.

Фото №2 - Аристократ от керамики: 5 интересных фактов о фарфоре
Китайская фарфоровая тарелка, XV век
Фото
Getty Images

Не только для посуды и ваз

Фарфор веками использовался для изготовления лучшей посуды и предметов декоративного искусства. Ценность представляли даже осколки фарфора, из которых часто изготавливали различные украшения.

С развитием науки и техники фарфору с его стойкостью к высоким температурам нашлось много новых применений. Например, из фарфора с различными добавками изготавливают высокотемпературные изоляторы, корпуса автомобильных свечей зажигания, стоматологические протезы и отделочные материалы.

Самый дорогой предмет из фарфора почти ушел с молотка за 85 миллионов долларов

В ноябре 2010 года на аукционе в пригороде Лондоне была продана китайская фарфоровая ваза XVIII века. При стартовой цене в 800 тысяч долларов она ушла с молотка за 70 млн долларов, а с учетом комиссии и налогов стоимость вазы превысила 85 млн долларов, что стало рекордом для предметов из фарфора. Выставившие вазу на продажу владельцы утверждали, что нашли ее на «пыльном чердаке», когда убирались в фамильном доме. Как именно ваза оказалась в доме, ее владельцы не знали, но в Великобританию она могла попасть вместе с другими трофеями, привезенными солдатами, которые принимали участие во Второй опиумной войне.

Эта ваза, расписанная в желто-голубых тонах, была изготовлена в годы правления китайского императора Цяньлуна (1735–1796). Изучившие вазу перед торгами эксперты пришли к выводу, что она была изготовлена для одного из императорских дворцов.

Живущий в Китае покупатель вазы пожелал остаться неизвестным, а затем отказался выплатить назначенную сумму. Попытки найти его не увенчались успехом. В 2012 году вазу от имени другого неназванного покупателя приобрел аукционный дом Bonhams. Стоимость вазы тогда не разглашалась, но, по слухам, за нее заплатили примерно 40 миллионов долларов. Сейчас официальный рекорд стоимости принадлежит другой вазе XVIII века, проданной в июне 2021 года за 42 миллиона долларов на аукционе в Пекине.

Фарфор изображен на картине «Шоколадница»

Художник Жан-Этьен Лиотар изобразил чашку из мейсенского фарфора на картине «Шоколадница», написанной в 1743–1744 году. Пастель изображает служанку, которая несет на подносе стакан воды и расписанную фарфоровую чашку с горячим шоколадом. Фарфоровые чашки (вероятно, также произведенные в Мейсене) изображены и на похожей, но менее известной картине Лиотара «Дама с шоколадом» 1744 года.

В СССР фарфор использовался для агитации

После революции 1917 года советские власти превратили фарфор в средство наглядной агитации, обратившись к опыту французских революционеров. Бывший Императорский фарфоровый завод был национализирован в 1918 году и переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Созданием нового фарфора, отвечающего веяниям эпохи, руководил Сергей Чехонин, ученик Ильи Репина. Родившийся под его началом художественный стиль называли советско-императорским ампиром.

В те годы завод выпускал посуду с революционными лозунгами и символами новой страны, затем на тарелках и других предметах стали появляться более сложные рисунки, а пришедшие на завод художники, включая Кузьму Петрова-Водкина и Бориса Кустодиева, помогли превратить агитфарфор в настоящее явление в искусстве. Свой вклад в развитие советского фарфорового производства в 20-е годы прошлого века внесли и художники-авангардисты: Казимир Малевич, Владимир Татлин и Василий Кандинский.

Отдельным направлением в развитии агитфарфора стали фигурки, изображающие советских людей, созданные ведущим скульптором завода Натальей Данько.

+2