Ад существует. И телескоп «Джеймс Уэбб» рассмотрит его поближе

Астрономы нашли планету, максимально похожую на описание преисподней

5 июня 2022
Ад существует. И телескоп «Джеймс Уэбб» рассмотрит его поближе
Science History Images / Alamy

Космический телескоп Джеймса Уэбба через несколько недель начнет исследование интригующей экзопланеты за пределами Солнечной системы. Каменистая суперземля находится так близко к своему солнцу, что ее поверхность постоянно горит и плавится. Астрономы утверждают, что готовятся увидеть мир, который напоминает ад.

Горячую и каменистую 55 Cancri e ранее сфотографировал инфракрасный космический телескоп «Спитцер». Даже первые изображения показали, что на планете происходит нечто загадочное и шокирующее.

Она находится в 50 световых годах от нас, по размерам относится к так называемым суперземлям — масса больше Земли, но меньше Нептуна. Планета вращается на расстоянии около 2,3 миллиона километров от своей солнцеподобной звезды — это в 25 раз меньше, чем от нашего сверхгорячего Меркурия до Солнца.

Год на 55 Cancri e длится 18 часов — за это время она оборачивается вокруг звезды. А температура на поверхности намного выше той, при которой плавятся типичные минералы, образующие породы. Ученые предполагают, что сторона, обращенная к свету, должна быть покрыта океанами лавы.

«Представьте, что Земля намного, намного ближе к Солнцу. Так близко, что целый год длится всего несколько часов, гравитация заперла одно полушарие в постоянном обжигающем дневном свете, а другое — в бесконечной тьме. Так близко, что океаны выкипают, камни начинают плавиться, а облака извергают лаву».

Раньше считалось, что планеты, так близко расположенные к звезде, должны быть заблокированы приливами: к солнцу обращена только одна сторона, а вторая всегда во мраке. Первые снимки показали, что это совсем не так — самая горячая точка 55 Cancri e находится далеко от области, которая обращена к звезде.

Есть два возможных объяснения:

• у 55 Cancri e подвижная атмосфера, которая переносит тепло (преобладают в ней кислород и азот);

• планета не заперта в одном положении, а вращается вокруг оси, на ней сменяются день и ночь.

Во втором случае поверхность должна страдать от «адских» перегревов. В течение дня она плавится и испаряется, образуя тонкую атмосферу. А с наступлением ночи выпадает в виде лавовых осадков и снова затвердевает.

По словам экспертов, телескоп Уэбба способен будет обнаружить атмосферу в обоих из этих вариантов. Первые наблюдения с него ожидают получить летом. Также аппарат изучит еще одну экзопланету — безвоздушную LHS 3844 b. Оба исследования дадут ученым новые данные для понимания эволюции скалистых планет, к которым относится и Земля.