«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.
«Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей».

Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель.
«Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться».

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».