12 кистей молодых мужчин: кому и зачем отрезали руки в Древнем Египте

Археологи изучили находку из эпохи гиксосов

3 апреля 2023
Scientific Reports

Группа специалистов из Германии и Австрии изучила двенадцать ампутированных кистей правой руки, найденных еще в 2011 году, во время раскопок в древнем городе Аварис. Ученые пришли к выводу, что речь идет не о случайных травмах — скорее всего, руки принадлежали поверженным врагам и были отрублены специально для проведения перед дворцом фараона церемонии в честь победы.

Как пишут исследователи в своей статье в журнале Scientific Reports, это первое физическое подтверждение того, что в Древнем Египте действительно существовала подобная жестокая практика — до сих пор изображения гор отрубленных рук находили лишь в рельефах на стенах храмов.

Scientific Reports

Аварис, расположенный в восточной части дельты Нила, — столица гиксосов, семитских племен, завоевавших часть территории Египта в XVII–XVI веках до нашей эры, и посадивших на престол собственную, 15-ю династию фараонов. Кисти рук были найдены в трех ямах на территории внутреннего двора перед тронным залом царского дворца.

Анализ показал, что руки принадлежали 11 молодым мужчинам в возрасте старше 14-21 года, и, возможно, одной женщине. Все говорит о том, что кисти от костей предплечья отделяли очень тщательно, аккуратно и целенаправленно, отмечают исследователи. В большинстве случаев по неясным причинам пальцы рук были широко растопырены в разные стороны. При этом никакой закономерности в расположении кистей в ямах ученые не заметили, судя по всему, они были просто сброшены туда как придется.

Обычай отсечения правой руки врага, видимо, был принесен в Египет гиксосами и прижился — египтяне активно применяли подобную практику и после завершения их правления. Во всяком случае, в храмовом комплексе фараона Яхмоса в Абидосе есть рельеф, изображающий гору отрубленных кистей рук. Так было проще подсчитать количество поверженных врагов, а кроме того, отрубленные руки имели символическое значение, означая победу над вражеской силой, считают исследователи.