Оставаться несколько десятилетий самым продаваемым исполнителем и 15 раз получить премию «Грэмми» Майклу Джексону помог абсолютный слух

Майкл Джексон

Фото №1 - Сверхчеловек: на одной ноте

У человека есть три области чувств, воспринимающих излучение. С помощью осязания мы ощущаем тепло (вызывает его излучение в инфракрасном диапазоне от 300 до 430 ТГц,), благодаря зрению — видимое излучение от 430 до 750 ТГц, за счет слуха — акустическое излучение от 20 до 16 000 Гц.

Люди с абсолютным слухом, уловив колебания частотой 440 Гц, автоматически отмечают, что это нота ля первой октавы. Не более одного из ста человек обладают способностью определять и воспроизводить любую ноту по памяти, без камертона. К музыкальным талантам абсолютный слух прямого отношения не имеет, хотя среди музыкантов им обладает до 25%. Одним из таких людей был Майкл Джексон. Говорили, что, распеваясь, он мог без камертона часами воспроизводить одну ноту. Звукорежиссер Роб Хоффман вспоминал, как Джексон пришел с новой песней: «Майкл спел каждую ноту каждого аккорда: „Вот первый аккорд, первая нота, вторая нота, третья нота. Это первая нота второго аккорда, вторая нота, третья нота“».

Джексон владел многими музыкальными техниками, в частности битбоксом (имитация инструментов) и пением фальцетом. Преуспеть в освоении таких техник без абсолютного слуха сложно.

Практикум: звуковая дорожка

У вас нет абсолютного слуха? Не расстраивайтесь. Ведь музыкальность связана со слухом интервальным, то есть способностью определять, насколько одна нота выше или ниже другой. Развивать его можно в любом возрасте. И самый простой способ — использовать как подсказки известные мелодии. Работает это так: услышали указанную строку — представили, какую мелодию можно после продолжить. Ниже мы привели примеры известных песен и первых интервалов в начале их куплетов или припевов.

Фото №2 - Сверхчеловек: на одной ноте

Прима (0 тонов) — «Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету»)

Малая секунда (0,5 тона) — ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»)

Большая секунда (1 тон) — «Колыбельная медведицы» («Ложкой снег мешая»)

Малая терция (1,5 тона) — «Чунга-Чанга»

Большая терция (2 тона) — «Чижик-Пыжик»

Чистая кварта (2,5 тона) — «В траве сидел кузнечик»

Уменьшенная квинта (3 тона) — этот интервал звучит тревожно, поэтому в популярных песнях его не встретить. Часто присутствует в композициях рокеров-металлистов.

Чистая квинта (3,5 тона) — «Мама» («Мама — первое слово»)

Малая секста (4 тона) — «Под небом голубым»

Большая секста (4,5 тона) — «Бьют часы на старой башне»

Малая септима (5 тонов) — «В лесу родилась елочка» («Зимой и летом стройная»)

Большая септима (5,5 тона) — популярная музыка не проявляет особой любви к этому сложному интервалу. Но изредка он все же встречается. Например, в песне «Ты меня любишь, лепишь творишь, малюешь»

Октава (6 тонов) — «Поворот» («Мы себе давали слово»)

Медосмотр: рожденные звуком

Ученые предполагают, что абсолютный слух обусловлен генетически. Так, среди народов Дальнего Востока, говорящих на тоновых языках, процент людей с абсолютным слухом выше (хотя и непонятно, что первично: то ли склонность к абсолютному слуху закрепилась из-за тонового языка, то ли наоборот). По статистике, в США среди музыкантов азиатского происхождения абсолютный слух у 32%, среди музыкантов с другими корнями — у 7%.

Абсолютным слухом обладают многие аутисты и люди с синдромом Вильямса (генетическое заболевание, при котором в том числе наблюдается дефицит эластина, что вызывает нарушения сердечно-сосудистой системы).

Когда ученые говорят о генетической предрасположенности к абсолютному слуху, то приводят две классические иллюстрации: The Trapp Family (популярную в середине прошлого века австрийскую группу из братьев и сестер) и Jackson 5 . Да, все братья и сестры Майкла Джексона обладали способностями. Но чтобы стать музыкантами, им понадобилась особенная подготовка. Успех обеспечило и то, что началась она в раннем возрасте. После семи-восьми лет у детей снижается пластичность мозга, развить абсолютный слух становится гораздо труднее даже потенциально способным людям.

Пьедестал: без камертона

Чтобы настроиться на нужный лад, некоторым людям достаточно всего секунды

Фото №3 - Сверхчеловек: на одной ноте


Моцарт (1756–1791). Считается, что он обладал идеальным слухом. Современник так описывал способности ребенка-вундеркинда: «Я видел и слышал, как ему играли ноты, то высокие, то низкие, не только на фортепиано... и он, находясь в другой комнате, называл ноты в одно мгновение».

Фото №4 - Сверхчеловек: на одной ноте


Джими Хендрикс (1942–1970) не знал нот и воспроизводил музыку на слух. Мог настраивать гитару без тюнера, так как был беден и не мог себе позволить его купить. Виртуозно владея инструментом, он держал его «наоборот», то есть прижимал струны правой рукой.

Фото №5 - Сверхчеловек: на одной ноте


Элла Фицджеральд (1917–1996) обладала абсолютным слухом и голосом широкого диапазона — три октавы. Это позволило ей стать одной из самых знаменитых певиц XX века. Музыканты, выступающие с Фицджеральд, говорили, что настраивали свои инструменты по ее голосу.

Фото: AP, AFP / EAST NEWS, DIOMEDIA, ISTOCK

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2020